Веласкес, Диего Родригес

Дие́го Родри́гес де Си́льва и Вела́скес (исп. Diego Rodríguez de Silva y Velázquez, 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) — испанский художник, один из величайших представителей испанского Возрождения.

Содержание

Биография

Веласкес родился в Севилье в 1599 г, в небогатой дворянской семье выходцев из Португалии. Учился живописи в родном городе у Ф. Эрреры-Старшего и у Ф. Пачеко, на дочери которого Диего женился в 1618 году.

В 1623 г. он переехал в Мадрид, где был назначен придворным художником, причём молодой художник был удостоен величайшей чести — он получил право писать портреты короля Филиппа IV. 1627 годом датируется самая известная картина этого периода жизни Веласкеса — «Изгнание мавров».

В 16291631 году Веласкес путешествует по Италии. Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало влияние на стиль живописца — он сделался более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении.

В 1634 г. знаменитый художник получил почётное звание королевского гардеробмейстера, в 1643 году — камердинера, в 16421644 гг. он сопровождал короля в его походе на Арагон. В конце 1648 г. Веласкес совершил второе путешествие в Италию — наиболее удачным произведением, написанным в этой поездке, стал портрет папы Иннокентия X. В Италии художника ждал шумный успех, он был избран членом римской академии.

В 1651 г. Веласкес вернулся в Мадрид. Этим событием искусствоведы датируют начало позднего периода его творчества.

В 1652 г. художник был назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность Веласкеса (в его обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе) отнимала много сил и времени. После большого праздника на границе с Францией, посвященного бракосочетанию инфанты Марии-Терезии с французским королём Людовиком XIV, художник тяжело заболел, и вскоре после возвращения в Мадрид, 6 августа 1660 года скончался.

Творчество

Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп. bodegon — трактир). В основном это были натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки. («Завтрак», около 16171618; «Старая кухарка», около 1620; «Завтрак двух юношей», «Водонос», около 1621). В похожем стиле написаны и несколько религиозных картин этого же периода — «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов» (1619); «Христос в доме Марфы и Марии» (около 1620).

В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, («Вакх, или Пьяницы», 16281629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим — «Сдача Бреды» (1634).

Портреты, созданные Веласкесом в 30-40 годах принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Хотя в портретах Веласкеса обычно отсутствуют жесты и движение, они необычайно реалистичны и естественны. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобраными сочетаниями цветов. Веласкесу удавалось в портрете передать характер человека, показать противоречивость черт его характера.

Наиболее известны портреты дона Хуана Матеоса (1632), генерала Оливареса (1633), конный портрет короля Филиппа III (1635), папы Иннокентия X (1648).

Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойственен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655—1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).

Известные картины

  • Поклонение волхвов (1619, Прадо, Мадрид).
  • Христос в доме Марфы и Марии (1620, Лондон, Национальная галерея).
  • Изгнание мавров (1627, Прадо, Мадрид).
  • Триумф Вакха или Пьяницы (1628, Прадо, Мадрид).
  • Кузница Вулкана (1630, Прадо, Мадрид).
  • Распятый Христос (1632, Прадо, Мадрид).
  • Портрет генерала Оливареса (1633, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
  • Сдача Бреды (1634, Прадо, Мадрид).
  • Конный портрет короля Филиппа IV (1635, Прадо, Мадрид).
  • Папа Иннокентий X (1648, Рим).
  • Инфанта Мария Тереза (1651, собрание Леман, Нью-Йорк).
  • Король Филипп IV (1656, Прадо, Мадрид).
  • Инфанта Маргарита Австрийская (1660, Прадо, Мадрид).

Библиография

  • C. Justi, «Diego Velazquez und sein Jahrhundert» (Бонн, 1888, 2 т.);
  • W. Stirling Maxwell, «Velazquez und seine Werke» (перев. с английского, Берлин, 1856)
  • Paul Lefort, «Velazquez» (общедоступный труд, входящий в состав серии книжек: «Les Artistes célébres»).


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home