Кришна

Кри́шна (санскр. कृष्ण, kṛṣṇa?, «чёрный», «тёмный», «тёмно-синий») — в индуизмеаватара Вишну, сын Васудевы и Деваки, в кришнаизме — верховный Бог, в мифологии.

Содержание

Происхождение имени

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Парашара Муни, великий мудрец и отец Шрилы Вьясадевы, составившего все ведические писания, дал следующее определение Бога:

аишварйасйа самаграсйа вирйасйа йашасах шрийах джнана-ваирагйайош чаива шаннам бхага итингана (Вишну-пурана 6.5.47)

«Тот, кто исполнен шести достояний: обладает силой, славой, богатством, знанием, красотой и отрешенностью в беспредельной степени, зовется Бхагаваном, Верховной Личностью Бога»

Веды прямо указывают на Шри Кришну, как на Верховную Личность Бога:

кришнас ту бхагаван свайам

«Кришна – это Сам Бог» – гласит Шримад-Бхагаватам.

Также в Бхагавад-гите к Кришне обращаются со словами:

твам ади-девах пурушах пуранас твам асйа вишвасйа парам нидханам веттаси ведйам ча парам ча дхама твайа татам вишвам ананта-рупа

«Ты – изначальный Господь, древнейший из древних, последнее прибежище мироздания. Ты знаешь все и вся, и все стремятся постичь Тебя. Ты – высшая обитель, выше мира материальных гун. О Беспредельный! Тобой пронизан весь проявленный мир!»

питаси локасйа чарачарасйа твам асйа пуджйаш ча гурур гарийан на тват-само ‘стй абхйадхиках куто ‘нйо лока-трайе ‘пй апратима-прабхава

«Ты – отец всего материального мироздания, всех движущихся и неподвижных живых существ. Для них Ты святыня и повелитель, вождь и духовный наставник. Ни одно живое существо не может сравниться с Тобой или стать Тобой. Есть ли во всех трех мирах кто-то более великий, чем Ты, о Господь безграничной силы?»

тасмат пранамйа пранидхайа кайам прасадайе твам ахам ишам идйам питева путрасйа сакхева сакхйух прийах прийайархаси дева содхум

«Ты – Всевышний, которому должны поклоняться все. Поэтому я падаю ниц перед Тобой и молю Тебя о милости. Как отец терпеливо сносит дерзости сына, друг – неучтивость друга, а жена – небрежность мужа, так и Ты прости мне, пожалуйста, все мои ошибки и оскорбления».

Также в Брахма-самхите, духовном трактате, составленном Брахмой на заре творения, в первом стихе пятой главы сказано:

ишварах парамах кришна

«Высшим повелителем является Кришна».

Этому определению вторят слова из «Шри Чайтанья-чаритамриты»:

экале ишвара кришна ара саба бхритья

«Единственным повелителем является Кришна; все остальные – Его слуги».

Санскритское слово кришна означает «всепривлекающий». Еще одно значение слова кришна образуется из двух слогов – криш, что значит «высшее» и на, что указывает на «наслаждение». Таким образом, «Шри Кришна» можно перевести как «всепривлекающий источник высшего наслаждения».

Перед тем, как обратиться к Кришне, произносят слово шри, что значит «прекрасный». Шри также косвенно указывает на духовную энергию Шри Кришны, источника всех энергий.

Легенды

Согласно «Бхагавата-пуране» и другим пуранам, в Матхуре правил неправедный царь Канса. Чтобы избавить от него землю, Вишну решает родиться в человеческом облике. Канса, узнав предсказание о том, что умрёт от руки восьмого сына своей двоюродной сестры Деваки, убивает всех рождающихся у нее от Васудевы сыновей. Спасается лишь седьмой сын, Баларама, а восьмого сына, Кришну, едва тот родился, Васудеве чудесным образом удается переправить на другой берег Ямуны, где он воспитывается в семье пастуха Нанды и его жены Яшоды. Канса, узнав об исчезновении новорождённого, приказывает убить всех младенцев в Матхуре (ср. избиение младенцев царем Иродом).

Детство Кришны, его шалости (похищение масла у Яшоды, одежд у купающихся пастушек) и подвиги (убийство демонов, которых посылает Канса, поглощение пламени лесного пожара и спасение от него коров и пастухов, победа над повелителем змей Калией; поднятие над головой горы Говардхана, чтобы прикрыть от дождя пастухов, пастушек и их скот) — излюбленные темы индийской поэзии. Еще более популярная тема — любовь пастушек к отроку Кришне: пастушки, бросая мужей и домашние дела, бегут к нему и танцуют с ним в экстазе на берегу Ямуны. Пастушки и их влечение трактуется как символ человеческих душ, устремленных к слиянию с Богом. Но Бог неуловим и непостижим. Кришна покидает пастушек, чтобы выполнить свой долг — убийство Кансу.

Убийством тирана завершается юность Кришны. Из пастушка он превращается в воина и политика: восстанавливает справедливую власть в Матхуре и защищает город от демонов, мстящих за Камсу. При этом Кришна переводит всех жителей Матхуры — ядавов — в Двараку, новый город, который по его приказу строится за одну ночь. Совершая дальнейшие подвиги, Кришна обретает сначала восьмерых жён (первая из них — Рукмини), а затем ещё 16100 жён. Обладая чудесной способностью пребывать одновременно со всеми жёнами, Кришна производит многочисленное потомство. После битвы на Курукшетре, которая завершает круг земных дел Кришны-Вишну, Кришна, решив вернуться в божественные сферы, сначала уничтожает весь город ядавов, а затем и сам погибает от стрелы охотника, принявшего его за оленя.

Изображения

Изображается юношей с кожей — тёмно-синего или тёмно-лилового цвета(реже он изображается совсем чёрным, тёмно-зеленым или тёмно-коричневым). На шее гирлянда из цветов. В руках флейта.


Ссылки

Движение Сознания Кришны в Минске


Индуистский пантеон, индуизм

Агни | Брахма | Варуна | Ваю | Вишну | Ганеша | Дурга | Индра | Кали | Кама | Кришна | Кубера | Лакшми | Мариамман | Парвати | Сарасвати | Сканда | Сома | Сурья | Хануман | Шива | Яма

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home