Коцоев, Арсен Борисович

Арсе́н Бори́сович Коцо́ев (родился 15 января 1872, с. Гизе́ль, ныне Пригородного района Северной Осетии; умер 4 февраля 1944 в г. Орджоникидзе, ныне Владикавказ) — осетинский советский писатель. Один из зачинателей осетинской художественной прозы.

Содержание

Жизнь

Родился в бедной крестьянской семье, в девять лет пошёл в сельскую школу, затем учился в Ардонской семинарии. Учась в семинарии, увлёкся литературой. Известен эпизод из семинаристской жизни Коцоева, когда он с девятью товарищами ходил из Ардона во Владикавказ пешком, чтобы увидеть Коста́ Хетагурова. Семинарию закончить не смог по причине болезни; вернувшись в родное село, занялся литературной деятельностью, посылал свои рассказы в газеты «Терские ведомости» и «Казбек», печатался под псевдонимами «Хабош», «Боташ» и просто «А. К.».

Работал учителем, в 1899 году во второй раз встретился с Коста́ на съезде учителей; отстранён от должности за пропаганду атеизма среди учащихся. В 1902 за участие в крестьянском восстании Коцоев был лишён права жить в Терской области и был вынужден переехать за Кавказский хребет, в Южную Осетию. На юге он снова стал работать в осетинских школах, писал публицистические статьи для периодических изданий Закавказья. В начале 1910 года А. Б. Коцоев стал издавать в Тифли́се еженедельный журнал «Æфсир» (Колос), здесь впервые были опубликованы осетинские рассказы самого Коцоева и многих других авторов. Журнал сыграл огромную роль в развитии осетинской литературы и публицистики, однако на 14-м номере, в мае того же года, он был закрыт.

В 1912 Коцоев работал в большевистской газете «Правда» корректором, в этом году в газете были опубликованы его рассказы «Помечтали», «Товарищ» и др.

В 1939 Коцоев за выдающиеся заслуги в общественно-просветительной работе был награждён орденом Знак Почёта.

А. Б. Коцоев похоронен во Владикавказе, во дворе Музея К. Л. Хетагурова. Именем писателя названы улицы во Владикавказе и Беслане.

Творчество

Большинство рассказов А. Б. Коцоева исполнены трагизма. События многих из них связаны с суровыми обычаями горцев: в частности, с кровной местью («Сæумæрайсом» (Рано утром), «Фынддæс азы» (Пятнадцать лет) и др.). Ряд рассказов описывают страдания горцев-бедняков, верящих в колдовство и тратящих последние деньги на магические «расспросы» (заговоры). В нескольких произведениях Коцоев художественными приёмами критикует обычай выплаты калыма (осет. ирæд): герой рассказа «Афтæ дæр вæййы» (Вот как бывает) ворует овец из отары своего будущего тестя, чтобы выплатить частями калым, но однажды ночью его убивают при попытке украсть лошадей; последними словами героя были: «Да не простит Бог моему тестю Хосдзау: из-за него пристрастился я к воровству».

«Арсен был художником трагизма жизни… Сложными, как сам мир, делает пути своих героев Арсен…» — пишет о нём осетинский литературовед Ш. Джикаев в очерке, опубликованном в издании произведений Коцоева (Уацмыстæ. Орджоникидзе, 1971).

В повести «Джанаспи» (1940) Коцоев показывает классовую борьбу в осетинской деревне. Действие начинается до Октябрьской революции и заканчивается в эпоху коллективизации. Основным действующим лицом повести является кулак по имени Джана́спи, разбогатевший на Первой мировой войне.

Перу Коцоева принадлежит только один роман, «Кæфхъуындар» (Дракон), повествующий о жизни горцев в большом городе. Произведение известно лишь по отрывкам, публиковавшимся в газете «Растдзинад» (1923 год, номера 11-17); первый отрывок сопровождался введением от редакции: «Роман скоро выйдет отдельной книгой, а мы пока печатаем лишь несколько отрывков». Отдельной книгой роман издан не был.

В переводе Коцоева изданы повести А. С. Пушкина.

Рукописи произведений Коцоева не сохранились, что затрудняет их текстологическое исследование. К примеру, ряд рассказов — «Ханиффæ» (Ханиффа) и др. — издавались в разных вариантах, причём непонятно, какая правка вносилась самим Коцоевым, а что надо отнести на редакторские изменения.

Сочинения

На осетинском языке:

  • Радзырдтæ. Цхинвал, 1924;
  • Радзырдтæ. Мæскуы, 1927.
  • Радзырдтæ. Цхинвал, 1929;
  • Радзырдты æмбырдгонд. 1-аг чиныг, Орджоникидзе, 1934.
  • «Фыдбылыз», «Цæукъа æмæ фыркъа», «Ханиффæйы мæлæт», «Джанаспи». Орджоникидзе, 1940.
  • Уацмыстæ, фыццаг том. Дзæуджыхъæу, 1949.
  • Уацмыстæ. Орджоникидзе, 1971.

В русcком переводе:

  • Избранные рассказы, М., 1952;
  • Саломи. Избранные рассказы, М., 1959.

Литература о нём

  • Салагаева З. Арсен Коцоев, в кн.: Очерк истории осетинской советской литературы, Орджоникидзе, 1967, с. 118—30;
  • Епхиты Т. Коцойты Арсен. Орджоникидзе, 1955 (монография, на осетинском языке).
  • Джусойты Н. Коцойты Арсен. Цхинвал, 1964 (на осетинском языке).

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home