Ярославский вокзал

Яросла́вский вокза́л — крупнейший по объёму перевозок вокзал столицы, который ежесуточно обслуживает около 300 пар поездов, а также обслуживает значительное количество пригородных поездов. Код станции: 195506.

Построен в 1862 на Каланчёвской (ныне Комсомольская) площади недалеко от Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала для Ярославской железной дороги.

Ярославский вокзал связывает Москву с районами Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока (здесь начинается самая длинная в мире железнодорожная магистраль Москва — Владивосток, длина 9302 км), а также со столицами Китая, Монголии, КНДР; принимает часть пассажиропотока Нижегородского направления Курского вокзала по соединительной ветке Фрязево — Мытищи1978).

История

В XVII веке на современной площади трех вокзалов раскинулось обширное Каланчевское поле. На западе оно доходило до середины современной Большой Спасской улицы, где в XVII в. стоял деревянный царский дворец. Этот дворец имел вышку, по-татарски «каланчу», отчего назывался Каланчевским дворцом, а по нему и простиравшееся к востоку, до Красного пруда, поле тоже получило название Каланчевское.

На месте нынешнего Ярославского вокзала с конца XVII в. находился Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов, со многими деревяными строениями. Артиллерийский двор располагался на земле ямщиков Переяславской ямской слободы и занимал около 20 га. Мимо него пролегала дорога на Красное село и дальше на восток. В 1812 г. Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся там снарядов (взрыв потряс дома всей восточной части Москвы).

В 1862 г. между Красным прудом и Николаевский вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги, поезда которого до 1870 г. ходили лишь до Сергиева Посада. Это была дорога длиной в 65 верст.

В 19021904 Ф. О. Шехтелем построено новое здание вокзала в неорусском стиле. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам. В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым. Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера. Перрон построен в 1910-х гг. по проекту Л. Н. Кекушева. При реконструкции в 19651966 со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной.

В 1995 закончилась вторая реконструкция, целью которой являлось расширение площади для пассажиров, улучшение обслуживания в связи с возросшими пассажиропотоками. В результате перепланировки внутренних помещений высвободилась площадь, позволяющая увеличить в два раза число обслуживаемых пассажиров, более удобно расположены 35 билетных касс, для чего кассовый зал вынесен на первый этаж, а освободившаяся площадь (1,5 тыс. м²) переоборудована под зал ожидания; отремонтированы галерея, колонный зал; заново отделан потолок, смонтированы автоматические средства пожаротушения, электронная информационная система.

Архитектура вокзала

В нише фронтона над входом в вестибюль вокзала Шехтель расположил рельефные изображения гербов трех городов, что связала Ярославская железная дорога. Это Георгий Победоносец — Москва, поражающий дьявола Михаил АрхангелАрхангельск и медведь с секирой — Ярославль.

Ссылки


Вокзалы Москвы
Белорусский | Казанский | Киевский | Курский | Ленинградский | Павелецкий | Рижский | Савёловский | Ярославский


Остановочные пункты железной дороги.
Предыдущая станция:
-
Участок Москва ЯрославскаяАлександров I
Следующая станция:
Москва-3 (железнодорожная платформа)



Остановочные пункты электропоездов на железной дороге МоскваАлександров

Москва Ярославская | Москва-3 | Маленковская | Яуза | Северянин | Лосиноостровская | Лось | Перловская | Тайнинская | Мытищи¹ | Строитель | Челюскинская | Тарасовская | Клязьма | Мамонтовская | Пушкино | Заветы Ильича | Правда | Зеленоградская | 43 км | Софрино² | Ашукинская | Калистово | Радонеж | Абрамцево | Хотьково | Семхоз | Сергиев Посад | 76 км | Пост 81 км³ | 83 км | Бужаниново | 90 км | Арсаки | Струнино | Александров I

¹ Мытищи — ответвление на Фрязино и ЩёлковоФрязево, ранее была ветка и на Пирогово.
² Софрино — пересадка на поезда в Красноармейск.
³ Пост 81 км — соединение с дорогой ДмитровАлександров I.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home