Тайцзицюань

Тайцзицюа́нь (кит. трад. 太極拳, упрощ. 太极拳, пиньинь tàijíquán) — китайское мягкое боевое искусство, один из видов ушу. Популярно как оздоровительная гимнастика.

Варианты написания названия: «тай чи», «тай-цзы», «тай-цзи цюань», «тайцзичуань».

Содержание

История

О древней истории тайцзицюань существует две конкурирующие версии. Одна из них, которая сегодня является официальной, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, с XIV века проживавшей в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции. Другая версия приписывает создание данного стиля легендарному даосу Чжан Саньфэну, однако она изобилует большим количеством натяжек и совсем не объясняет, как и через кого это боевое искусство передавалось до XIX века.

В середине XIX века этому боевому искусству научился Ян Лучань, который принёс его в столицу Китая и начал даже преподавать в императорском дворце. В связи с тем, что придворным боевой аспект стиля был не особенно важен, акцент в преподавании для них был сделан на оздоровительной ценности физических упражнений, в боевой же версии стиль преподавался бойцам императорской гвардии.

После буржуазной революции 1911 года в китайском обществе произошёл всплеск интереса к национальным боевым искусствам, и с 1916 года по всей стране начали открываться общества по изучению боевых искусств. Благодаря этому тайцзицюань начало постепенно распространяться по Китаю с севера на юг.

После Второй мировой войны и последовавшей за ней гражданской войны в 1949 году была основана Китайская Народная Республика. В качестве одной из мер по подъёму страны и оздоровлению нации новые китайские власти поручили Госкомспорту разработать на основе тайцзицюань простой комплекс оздоровительной гимнастики, доступный для массового преподавания. В августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книжка, называвшаяся «Упрощенное тайцзицюань», в которой описывался комплекс из 24 движений, составленный на основе тайцзицюань семьи Ян. В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений. В результате, несмотря на то, что до сих пор существуют люди, практикующие тайцзицюань именно как боевое искусство, большинством оно воспринимается в основном как оздоровительная гимнастика.

В тот же период в тайцзицюань происходил и другой процесс. Многие мастера бежали из континентального Китая на Тайвань. С Тайваня тайцзицюань проникло в США, оттуда распространилось в Европу и Россию. При этом некоторые школы смогли сохранить классические традиции.

Особенности техники

К главным особенностям ТайЦзиЦюань относятся мягкий перекатывающийся шаг с плавными и непррывными движениями и «толкающие руки» (туй-шоу). Мягкий перекатывающийся шаг позволяет сохранять равновесие при всех передвижениях кроме прыжков, а «толкающие руки» (туй-шоу) известные также и как «липкие руки» (чи-сао на кантонском наречии) в винчун (юнчунь),.спосбствуют наработке умения чувствовать и предугадывать движения противника по прикосновению и умения мгновенно переходить от защиты к атаке, одновременно сковывая движения нападающего. Это создаёт неудобства для противника, привыкшего только бить и не привыкшего к тому, что удары вязнут в защите. «Липкие/толкающие руки» (какиэ) известны также и в двух школах каратэ — в го-дзю-рю и уэчи-рю. Плавность и непрерывность движений, обычно нарабатываемая медленным выполнением комплексов, позволяет тщательно отработать технику движений и добиться большей скорости в бою, за счёт правильности техники и рациональности движений (разумеется чтобы скорость действительно была высокой, помимо оттачивания техники, требуется ещё и отработка скорости, чему специально посвящён описываемый ниже комплекс пао-чуй).

Восемь Ворот (Ба Мэнь) — Восемь Базовых Форм Тайцзи, основанны на Ба-гуа:

  • Четыре Направления:
    • 乾 Цянь — Юг — Небо — Пэн, Отражение
    • 坤 Кунь — Север — Земля — Люй, Откатывание
    • 坎 Кань — Запад — Вода — Цзи, Нажимание
    • 離 Ли — Восток — Огонь — Ань, Толкание
  • Четыре Угла:
    • 兌 Дуй — Юго-Восток — Металл — Чжоу, Локоть
    • 震 Чжэнь — Северо-Восток — Гром — Ле, Раскалывание
    • 巽 Сюнь — Юго-Запад — Ветер — Цай, Притягивание
    • 艮 Гэнь — Северо-Запад — Гора — Као, Плечо/Опирание

Другой особенностью тайцзицюань, является мягкость техник, но в изначальном тайцзицюань семьи Чэнь, существует так же и жёсткий комплекс называемый Пао-Чуй (пушечные/взрывные удары), который являлся секретным, и соотвественно отсутствует в других версиях тайцзицюань.

Стили

Сегодня выделяют пять основных стилей тайцзицюань

  • Тайцзицюань семьи Чэнь (кит. 陈氏太极拳) — исходное боевое искусство семьи Чэнь
  • Тайцзицюань семьи Ян (кит. 杨氏太极拳) — происходит от Ян Лучаня. В настоящее время существует уже несколько разновидностей стиля Ян: семейный (Ян-цзя), "новый" (Ян-ши) и "спортивный" (24 формы, 88 форм).
  • Тайцзицюань У Юйсяна (кит. 武氏太极拳) — происходит от У Юйсяна, который учился как у представителей семьи Чэнь, так и у Ян Лучаня
  • Тайцзицюань У Цзяньцюаня (кит. 吴氏太极拳) — происходит от маньчжура Цюанью, учившегося у Ян Лучаня в императорском дворце; после буржуазной революции его семья взяла себе китайскую фамилию У
  • Тайцзицюань семьи Сунь (кит. 孙氏太极拳) — происходит от Сунь Лутана, изучавшего разные стили боевых искусств, в том числе и тайцзицюань

Помимо них существуют и другие, менее известные направления — например «тайцзицюань деревни Чжаобао», «тайцзицюань уезда Хундун провинции Шаньси» и т. д.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home