Политика двойных стандартов

«Поли́тика двойны́х станда́ртов» («противоречивая политика», «двойственная политика», «непоследовательная политика») — принципиально различное применение принципов, законов, правил, оценок к однотипным действиям различных субъектов (одним из которых может выступать сам оценивающий) в зависимости от степени лояльности этих субъектов или иных соображений выгоды для оценивающего.

Политика двойных стандартов существует с тех пор, как существует человеческое общество. В международных отношениях она обычно принимает форму обвинения неугодных в нарушении принципов, конвенций, обязательств, «попрании общечеловеческих ценностей», «нарушении прав человека», «отступлении от норм международного права» при демонстративном игнорировании совершенно аналогичных собственных действий или действий союзников. Также нередко встречается именование одних и тех же действий различными терминами, эмоциональная окраска которых отличается. Политика двойных стандартов широко применяется как средство давления на противников через общественное мнение.

Примеры двойных стандартов в международной политике

  • В западных СМИ иракцы и афганцы, совершающие нападения на войска США, именуются «террористами», а чеченцы, воюющие с федеральными войсками в России — «повстанцами» или «партизанами», в российских СМИ наблюдается обратная картина.
  • Международные наблюдатели на выборах обычно признают, что выборы соответствовали международным стандартам, если правящий режим является прозападно ориентированным, и находят большое число нарушений на выборах, если правящий режим либо победитель выборов не имеет прозападную ориентацию. Как заметил Президент России В. В. Путин незадолго до выборов в Ираке, можно предсказать заключение международных наблюдателей по этим выборам.
  • После распада СССР западные страны выступали за отмену практики поставок Россией нефтепродуктов постсоветским странам по заниженным («нерыночным») ценам. После «оранжевой революции» на Украине, приведшей к изменению политического курса на сближение с Западом, повышение цены на энергоносители для этой страны стало именоваться «политикой шантажа» (доклад Дика Чейни, 2006) и попыткой подорвать экономику чужой страны.
  • Страны Западной Европы приветствовали референдум об отделении Черногории от Сербии и признали его результаты, однако категорически не хотят признавать возможность аналогичных референдумов в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровской Молдавской Республики.
  • Люди, захватившие самолёты и направившие их во Всемирный Торговый Центр, признаны террористами. Американские военные, разбомбившие сербские больницы, таковыми не признаются, а в большинстве случаев даже находят поддержку в мировом сообществе.
  • Россия считает чеченцев, воюющих с федеральными войсками, террористами, но отказывается признать террористическими организациями ХАМАС и Хизбаллу, убивающих мирных израильских граждан.
  • Россия продает оружие Сирии и Ирану, что резко осуждается Западом. При этом Запад заявляет (не приводя доказательств), что это оружие, в конечном итоге, поставляется террористам, а Россия утверждает, что осуждение Запада есть проявление нечестной конкуренции на рынке вооружений.
  • В 1990-е г. г. в Балканском кризисе виновными были объявлены сербы, не более виноватые в конфликте, чем остальные стороны. На трибунале в Гааге сербские обычные рядовые солдаты получали сроки, во много раз превышавшие символические сроки руководителей мусульман и хорватов.

Двойные стандарты в административной практике

В административной практике может принимать форму предоставления должностными лицами преимуществ «своим» и создания препятствий «чужим» в аналогичных ситуациях. Известны случаи, когда в ходе избирательных кампаний органы власти решительно пресекали нарушения, допускаемые оппозиционными кандидатами, и смотрели сквозь пальцы на гораздо более серьезные нарушения в пользу кандидатов от власти.

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home