Юм, Давид

Западная Философия
Философия 18-го века,
Имя: Давид Юм
Дата и место рождения: 26 апреля, 1711 (Эдинбург, Шотландия)
Дата и место смерти: 25 августа, 1776 (Эдинбург, Шотландия)
Школа/традиция: Эмпиризм,
Шотландское возрождение
Основные интересы: Метафизика, Эпистемология, Mind, Этика, Politics, Эстетика, Religion
Значительные идеи: Problem of causation, Induction, Is-ought problem
Оказавшие влияние: Locke, Berkeley, Hutcheson, Newton
Последователи: Адам Смит, Adam Ferguson, Kant, Bentham, James Madison, Alexander Hamilton, Comte, William James, Дарвин, Russell, T. H. Huxley, J. S. Mill, Einstein, Ayer, J. L. Mackie


Давид Юм (Дэвид Юм, Дейвид Юм, англ. David Hume; 26 апреля 1711, Эдинбург, Шотландия — 25 августа 1776, там же) — шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения.

Биография

Родился в 1711 году в Эдинбурге (Scotland) в семье юриста, владельце небольшого поместья. Юм получил хорошее образование в университете Эдинбурга. Работал в дипломатических миссиях Англии в Европе. Написал массу работ на разные темы, в том числе историю Англии в восьми томах.

Начал философскую деятельность в 1739 году, опубликовав первые две части «Трактата о человеческой природе». Через год вышла вторая часть трактата. Первая часть была посвящена человеческому познанию. Потом он доработал эти идеи и опубликовал в отдельной книги — «Очерк о человеческом познании» .

Философия

Историки философии в основном сходятся на том, что философия Юма носит характер радикального скептицизма, однако многие исследователи считают, что крайне важную роль в учении Юма играют и идеи натурализма.

Большое влияние на Юма имели идеи эмпиристов Джона Локка и Джорджа Беркли, а также Пьера Бэйля, Исаака Ньютона, Сэмюэла Кларка, Фрэнсиса Хатчесона и Джозефа Батлера.

Юм считал, что наше познание начинается и ограничивается опытом, нет никакого врожденного знания. Поэтому мы не можем знать источника нашего опыта и не можем выйти за его пределы (знания будущего и бесконечности). Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения).

После восприятия материала, познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, 3 гипотезы:

  1. Есть образы объективных предметов (теория отражения, материализм).
  2. Что мир — это комплекс ощущения восприятия (субъективный идеализм).
  3. Что ощущение восприятия вызывает в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм).

Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез верна. Для этого надо сравнить эти типы восприятий. Но мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем что за восприятием. Значит вопрос о том, каков источник ощущения — принципиально не разрешимый вопрос. Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать ни опровергнуть.

В дальнейшем через 100 лет его концепцию стали называть агностицизмом. Иногда создаётся ложное впечатление, что Юм утверждает, как будто знать вообще ничего не возможно, но это не совсем так. Но содержание сознания мы знаем, значит мир в сознании известен. То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления. Такое направление носит название феноменализма. На этой основе построено большинство теорий современной западной философии, утверждающих неразрешимость основного вопроса философии. Причинно-следственные связи в теории Юма — это результат нашей привычки. А человек — это пучок восприятий.

Основу нравственности Юм видел в нравственном чувстве, однако он отрицал свободу воли, считая, что все наши поступки обусловлены аффектами.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home