Автобус

Авто́бус (сокращение от автомобиль-омнибус) — автомобиль, вмещающий более 8 человек, и предназначенный для перевозки пассажиров. В отличие от троллейбуса и трамвая, автобус не нуждается ни в подвесных проводах, ни в рельсах. Автобусы длиной менее 5 метров называются микроавтобусами.

Производством автобусов занимаются автозаводы пибо полностью осуществляющие их производство либо частично (производство кузовов, производство ходовой части, сборка из готовых деталей)

Содержание

Классификация

По странам производителям

и т. д. Всего производство автобусов сосредоточено в более чем 100 странах мира

По назначению

  • вахтовые (экспедиционные)
  • вездеходы
  • городские
  • грузовые (грузопассажирские)
  • клубные (служебные)
  • междугородные
  • перонные (аэродромные)
  • почтовые (автобусы связи)
  • пригородные
  • ритуальные
  • сельские (местного сообщения)
  • спальные
  • тропические
  • туристские
  • шахтные (подземные)
  • школьные (для перевозки детей)
  • экскурсионные

По длине

  • особо малые
  • малые
  • средние
  • большие
  • особо большие

По конструкции и компоновке

  • переднемоторные
  • заднемоторные
  • центральномоторые
  • капотной компоновки
  • бескапотной компоновки
  • низкопольные
  • высокопольные (высокопалубные)
  • одиночные
  • сочленённые
  • полутораэтажные
  • двухэтажные
  • челночные (двухпостовые)
  • терминальные
  • полуприцепы
  • прицепы

Цифровая классификация моделей в СССР

До 1945 года автомобильные заводы в СССР не имели общей системы нумерации моделей. В 1945 году была принята первая система обозначений, при которой каждому заводу выдавался диапазон трёхзначных номеров моделей (кроме ГАЗ, имевшего диапазон 1-99). Производители автобусов занимали следующие диапазоны:

  • 100—199 ЗиЛ — производились модели 118, 119, 129, 154, 155 и 158; роизводство модели 158 передано на ЛиАЗ
  • 652—674 ГЗА, c 1950 г. ПАЗ и КАВЗ. Выпускались модели: 651 на всех трёх заводах, ПАЗ-652 и 672, КАВЗ-655, 657, 659 и 685.
  • 675—694 ЛиАЗ — производились модели 158 (переданная с ЗиЛа), 676 и 677.
  • 695—699 ЛАЗ — все номера диапазона использовались.
  • 975—999 РАФ — производились модели 977, −978, −980 и −982, а также РАФ-251 (из диапазона Новосибирского автозавода, перепрофилированного в 1949 году).

Некоторые опытные модели автобусов нумеровались не по стандарту, например, РАФ-08 и 10

В 1966 году была принята отраслевая нормаль ОН 025270-66, по которой стали нумеровать все новые модели автомобилей, автобусов и троллейбусов. Тем не менее, некторые новые модели выходили с номерами по старой системе: микроавтобус ЗиЛ-119 в 1971 году, троллейбусы ЗиУ-682 и 683. Многие модели продолжали выходить и получать модификации. В настоящее время на Днепродзержирском автобусном заводе выпускается автобус ЛАЗ-695Н, пронумерованный по старой системе [1].

См. Список моделей автобусов и троллейбусов по ОН 025270-66.

В отраслевой нормали 1966 года номера моделей имелют 4 цифры, иногда добавляется пятая — номер модификации. Вторая цифра номера 2 и означает, что это автобус либо троллейбус (Есть исключения, например, опытный КАВЗ-3100 и серийный КАВЗ-3976). Первая цифра — класс автобуса по вместимости, определяемый габаритной длиной длиной:

  • 2 — особо малый, до 5 метров
  • 3 — малый, от 6 до 7,5 метров
  • 4 — средний, от 8 до 9,5 метров
  • 5 — большой, от 10,5 до 11 метров
  • 6 — особо большой, свыше 11,5 метров

После распада СССР в России продолжают нумеровать модели автобусов по ОН 025270-66. Б Беларуси МАЗ и Белкомуннмаш отказались от этой системы. На Украине некоторое время новым моделям также присваивали номера по советской отраслевой нормали, причём номера занимались независимо России (например, номер 6205 был занят автобусом ЛАЗ и троллейбусом ЗиУ). Позже была принята новая система, по которой модели получают индекс из буквы (А для автобусов и Т для троллейбусов) и трёх цифр. Несмотря на это, Херсонский автосборочный завод «АНТО-РУС» продолжает нумеровать модели по ОН 025270-66.

Габариты

Вместимость автобусов ограничена их размерами. Согласно российским ПДД, длина транспортного средства (включая один прицеп) может быть 20 м, ширина 2,55 м, а высота 4 м.

Производители автобусов

В настоящее время в СНГ автобусы выпускаются в России, Украине и Белоруссии.

Производители автобусов России и СНГ

Производство автобусов в СНГ (по

данным на 2004 год [2])

Российская Федерация
Все заводы 76209
АМО ЗИЛ, Москва 50
АО ГАЗ, Нижний Новгород 31522
АО НефАЗ, Нефтекамск 968
АО АЗ Урал, Миасс 527
АО УАЗ, Ульяновск 17037
АО ЛиАЗ, Ликино 1844
АО КАвЗ, Курган 2073
АО ПАЗ, Павлово 12114
АО ГолАЗ, Голицыно 104
ВАП Волжанин, Волжский 179
АО Тушино-Авто, Москва 664
АО СемАР, Семёнов 395
АО МАрЗ, Мичуринск 194
СП Сиб.-сканд. автоб. компания, Омск (Volvo) 12
ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург 147
ТОО СП РУП, Ивановская обл. 19
Украина
Львовский автобусный завод 400
Анто-Рус, Херсон
Стрый-Авто, Львовская область
ЗАЗ, Запорожье
Черкасский автобус, Черкассы
ГалАЗ, Галицкий автобусный завод
Белоруссия
РУП МАЗ, Минск 577
Неман, ПРУП "Опытный завод "Неман", Лида

Зарубежные производители автобусов

Германия

Греция

Швеция

  • Scania
  • Volvo

Бельгия

  • Jonckheere
  • Van Hool

Голландия

  • APTS
  • Bova
  • Berkhof
  • Daf
  • Den Oudsten

Португалия

  • Alfredo Caetano
  • Caetano Castrosua
  • Irmaos Mota & Ca. Lda
  • Salvador Caetano IMVT, SA
  • Marcopolo Industria de Carocarrias S.A.(филиал бразильского Marcopolo)

Испания

Италия

Ирландия

  • Wright

Франция

Венгрия

Польша

Чехия

Турция

  • Ford Otosan
  • Mercedes Benz Turk A.S. (Otomarsan)
  • Otoyol
  • Temsa

Япония

Китай

Южная Корея

Малайзия

  • Jit Luen

Бразилия

США

  • ABC Companies
  • AmTran
  • Blue Bird Corp.
  • Carpenter
  • Champion
  • Coach and Equipment
  • Collins Bus Corp.
  • Crown Coach
  • Gillig
  • Girardin Minibus Inc.
  • IC Corp.
  • International Bus Vehicle Center
  • Les Entreprises Michel Corbeil Inc.
  • Liberty
  • Mack
  • MCI
  • Mid Bus Corp.
  • NABI
  • Navistar
  • New Bus
  • Northern
  • Oneida
  • Superior
  • TAM
  • Thomas Built Buses, Inc.
  • Freightliner LLC
  • U.S. Bus Corp.
  • Van Con Body
  • Ward
  • Wayne
  • West Coast Advanced Design Studio

Канада

Куба

  • Marcopolo
  • Giron

История

Самый первый в мире автобус изготовил в 1801 году Ричард Тревитик, а демонстрация его состоялась 24 декабря того же года в Кэмборне, Корноулл (Англия). Это была машина с паровым двигателем, которая могла перевозить 8 пассажиров.

Первый электрический автобус появился в Лондоне в 1886 году. Он мог ездить со средней скоростью 11,2 км/ч. Первый электрический автобус в России был построен в 1901 году на московском заводе «Дукс». Это был 10-местный автобус, который мог развивать скорость до 20 км/ч и имел запас хода 60 км.

Первый в мире автобус с двигателем внутреннего сгорания, работающем на бензине, был построен в Германии в 1894—1895 годах заводом «Бенц». Он вмещал 8 пассажиров и курсировал по 15-километровой трассе между немецкими городами Зиген, Нетфен и Дойц. В России первый автобус с двигателем внутреннего сгорания был построен в Санкт-Петербурге в 1903 году на фабрике «Фрезе». Он имел открытый кузов, который вмещал 10 человек. На автобусе был установлен одноцилиндровый мотор мощностью 10 лошадиных сил. Автобус мог развить скорость до 15 км/ч.

Первый в мире городской автобус с двигателем внутреннего сгорания вышел на маршрут 12 апреля 1903 года в Лондоне. В России автобус в качестве общественного транспорта стал использоваться с июня 1907 года в Архангельске. В город был привезен автобус немецкой марки НАГ. Эта машина была рассчитана на 25 пассажиров и весила 6 тонн. Мощность двигателя 26 л.с. А 11 ноября 1907 года первый пассажирский автобусный маршрут был открыт в Санкт-Петербурге. По этому поводу в «Петербургском листке» было помещено сообщение: «К двенадцати часам дня к Александровскому саду, против Вознесенского проспекта, приехал автомобиль-омнибус или, как их теперь называют, автобус». В Москве автобусное движение впервые было открыто лишь 13 августа 1908 года.

Рекорды

Самые длинные маршруты

Самый длинный автобусный маршрут находится в Австралии, имеет протяженность 5455 км и соединяет Перт с Брисбейном. Открыт 9 апреля 1980 года. Поездка по нему длится 75 часа 55 минут. Организовала этот маршрут компания «Экросс Острелия Коуч Лайнс». В России самый длинный междугородный автобусный рейс — из Москвы в Астрахань протяжённостью 1471 километр и временем в пути более суток; а в СНГ — из Бишкека в Томск, автобус проходит расстояние 2324 километров за 56 часов.

Самым длинным городским автобусным маршрутом в России является томский маршрут № 6 протяжённостью 27,6 км, соединяющий железнодорожную станцию Томск-Северный с районом Нижний Склад на левом берегу Томи. Маршрут № 6 был удлинён до Нижнего Склада в 2005 году, выполняется ООО «ГорАвтоТранс», в пути около 1 часа. На втором месте находится московский маршрут № 816, связывающий станцию метро «Калужская» с Кардиологическим центром (27,2 км). За ним следует московский маршрут № 37 протяжённостью 24,3 км, соединяющий станции метро «Тёплый стан» и «Красногвардейская» (в пути 1 час 5 минут). Немного от него отстаёт маршрут № 178 в Санкт-Петербурге (24,2 км).

Самые длинные и большие автобусы

Самые длинные сочленённые автобусы «ДАФ Супер Сити Трейн» имеют длину 32,2 м. В головном салоне имеется 110 сидячих и 140 стоячих мест, а во втором салоне — 60 сидячих и 40 стоячих. Автобус был спроектирован бывшим Президентом Заира Мобуту Сесе Секо. Вес автобуса без пассажиров составляет 28 тонн.

Долгое время самыми длинными автобусами с единым кузовом были автобусы, выпускаемые бельгийской компанией «Ван Хоол». Их длина составляет 14,96 метров, вместимость — 69 человек.

Самые большие в мире автобусы выпускала в 1981 году компания Gottlob Auwarter GmbH. Перонный двуэтажный четырёхосный автобус Neoplan N980 Galaxy-Lounge (Jumbo Jet Coach) габаритными размерами 17х4,5х4,5 м, вмещал 342 пассажира, был оборудован собственным телетрапом и предназначался для доставки пассажиров от здания аэровокзала до самолёта Boeing-747.

В 2001 году в России построен первый городской 15-метровый трёхосный автобус «Волжанин-15М», позже запущенный в серийное производство как «Волжанин-6270». Габаритная длина автобуса 15220 мм, а пассажировместимость 160 человек. Это самый длинный несочленённый городской автобус в мире.

Самый большой автобусный парк

В г. Сан-Паулу и пригородах эксплуатируется крупнейший в мире автобусный парк – около 30 000 автобусов.

Официальное толкование

Международные правовые акты

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home