Движение за права сексуальных и гендерных меньшинств

ЛГБТ-движение
 В мире · В разных странах 
История · Организации · Активисты
Однополые отношения
Анти-гей движение · Преследования
Преступления на почве ненависти

Движение за права сексуальных и гендерных меньшинств (также ЛГБТ-движение) стремится добиться изменений в законодательстве, направленных на обеспечение прав сексуальных и гендерных меньшинств — геев, бисексуалов, лесбиянок и транссексуалов.

Концепция прав сексуальных и гендерных меньшинств не предполагает наличия у геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров каких-либо особых потребностей, отличающихся от потребностей гетеросексуального большинства (см. также ниже, в разделе "Право на регистрацию брака"). Речь идет о правах, закреплённых в современном обществе за любым человеком или социальной группой, — таких, как свобода собраний, возможность объединяться в общественные организации, свобода выбора профессии и рода занятий, свобода получения и распространения информации и т. п. Некоторые представители сексуальных и гендерных меньшинств и те, кто их поддерживает, утверждают, что именно геи и лесбиянки сталкиваются с особыми трудностями при реализации этих прав.

Противниками движения за права сексуальных и гендерных меньшинств являются разнообразные политические и религиозные организации и движения, совокупно обозначаемые как антигомосексуальное движение.

Содержание

Ликвидация неравноправия и отмена дискриминирующих законов

ЛГБТ и Квир-исследования
Гендер · Гомосексуальность · Бисексуальность · Трансгендерность
История ЛГБТ-движения
Разные исторические эпохи
ЛГБТ-организации
Движение за освобождение геев
Культура
Гей-сообщество · Гей-деревня · Религиозный аспект · Квир-исследования · Гей-сленг · Драг · Символика ЛГБТ-движения
Законодательство
Однополые браки · Усыновление · Уголовное преследование
Категории
Терминология ЛГБТ · Гей-СМИ
редактировать

Отмена уголовного наказания за гомосексуальность или гомосексуальную активность

Проблема обеспечения равенства прав представителей сексуальных и гендерных меньшинств с другими гражданами не стоит в тех странах, где сама по себе гомосексуальность или проявления гомосексуальной активности являются уголовным преступлением и наказываются лишением свободы (как в СССР) или смертной казнью (как в гитлеровской Германии или в современных Иране и Египте). В этих странах гораздо более актуальным является обеспечение личной свободы и безопасности.

Вопрос о том, являются ли представители сексуальных меньшинств уголовными преступниками уже по самому факту гомосексуальности или по факту проявления гомосексуальной активности (и, соответственно, подлежат ли они ограничению прав, лишению свободы или смертной казни как преступники) решается различно в различных обществах и культурах, при различных политических режимах. Сами представители сексуальных меньшинств в большинстве случаев не считают себя уголовными преступниками, а свои действия — преступлением. Такую же позицию выражают и законодательства большинства развитых стран Запада. Вместе с тем уголовное законодательство, а также власти и общественное мнение Ирана, Египта и других стран Африки и Азии (преимущественно исламских) считают гомосексуальность или гомосексуальную активность уголовным преступлением.

В этих странах открытая борьба за права сексуальных и гендерных меньшинств отсутствует, поскольку участие в ней может представлять угрозу для жизни. Вместе с тем во многих из этих стран лоббируется смягчение уголовного законодательства в отношении гомосексуалов. Лоббистами выступают реформаторские и умеренно либеральные силы в руководстве этих стран. В частности, в пользу смягчения законодательства в отношении гомосексуалов высказывался бывший иранский президент Мохаммед Хатами, известный как либерал и реформатор. Кроме того, на эти страны оказывается международное давление в отношении демократизации и прав человека. Среди прочих вопросов повестки дня (но не первым и не самым главным) стоит и вопрос об отмене уголовных и административных наказаний за гомосексуальность или за проявления гомосексуальной активности.

Стоит отметить, что даже в более либеральных странах отмена уголовного преследования гомосексуалов состоялась сравнительно недавно. Так, в Сан-Франциско это произошло в 1968 г. на волне общедемократической (в том числе и сексуальной) революции, в Израиле — в 1981 г.

Отмена административной и полицейской практики по отношению к гомосексуалам

Даже в тех странах, в которых уголовные и административные наказания именно за проявления гомосексуальности отменены, длительное время сохранялась практика административных штрафов «за нарушение общественного порядка».

Организации гомосексуалов в странах Запада боролись и борются не только за формальную отмену уголовного наказания за гомосексуальность, но и за изменение реальной полицейской и административной практики. В том числе за то, чтобы понятие «нарушения общественного порядка» в равной мере применялось либо не применялось к целующимся или обнимающимся в общественных местах однополым и разнополым парам, а облавы на наркодилеров или нарушителей паспортного режима проводились не избирательно в местах скопления гомосексуалов.

Отмена инструкций и положений, определяющих гомосексуальность как медицинскую патологию

Идея о равенстве прав гомосексуалов и лесбиянок с другими гражданами предполагает официальное признание гомосексуальности одним из вариантов сексологической нормы в соответствии с современными научными воззрениями и с официальными документами ВОЗ. Эта проблема стоит не потому, что сами гомосексуалы и лесбиянки не считают себя психически больными или «извращенцами» (психически больные люди тоже часто не признают и не осознают собственной болезни). Вопрос о снятии с гомосексуальности маркера патологии или девиации встал потому, что в более поздних исследованиях, проведённых не на клиническом материале обратившихся к врачу или психологу по поводу гомосексуальности и связанных с ней проблем или по поводу желания сменить сексуальную ориентацию, и не на материале осуждённых за гомосексуальные половые акты, а на добровольцах, не удалось обнаружить каких-либо корреляций между гомосексуальностью и психическими расстройствами, нарушений психологической и социальной адаптации гомосексуалов. В связи с этим встал вопрос о соответствии гомосексуальности определению медицинской нормы. Медицинская норма определяется как практическое отсутствие или незначительная выраженность нарушений социального и биологического функционирования человека, состояние практического здоровья (абсолютного здоровья не бывает).

В связи с этим организации гомосексуалов и сочувствующие им либеральные медики, либеральные политики и правозащитники борются за отмену инструкций и положений, определяющих гомосексуальность как медицинскую патологию, как сексуальную девиацию или психическое расстройство, и за принятие официальных документов (на уровне минздравов национальных государств и на уровне национальных ассоциаций психиатров и психологов), однозначно определяющих гомосексуальность как вариант сексологической нормы и запрещающих какое-либо «лечение от гомосексуальности» или «коррекцию сексуальной ориентации» здоровых людей, каковыми в настоящее время признаны гомосексуалы. Поскольку вред для пациентов от таких воздействий уже достоверно доказан, а факты достоверной «коррекции ориентации» не приводились или оказались непроверяемыми либо недостоверными.

Во многих странах, прежде всего демократических, отмена инструкций и положений, определяющих гомосексуальность как медицинскую патологию или как сексуальную девиацию, уже состоялась. В России признаком медицинской нормы по-прежнему считается гетеросексуальность, однако в списке расстройств полового предпочтения, подлежащих клиническому лечению, гомосексуальность, в отличие, например, от транссексуальности, явным образом не упоминается (см. Приложение к Приказу 311 Минздрава РФ):


F65 РАССТРОЙСТВА СЕКСУАЛЬНОГО ПРЕДПОЧТЕНИЯ
       Критериями сексуальной      нормы      являются:     парность,
  гетеросексуальность,  половозрелость   партнеров,   добровольность
  связи,  стремление к обоюдному согласию,  отсутствие физического и
  морального ущерба здоровью партнеров и  других  лиц.  Расстройство
  сексуального  предпочтения  означает  всякое отклонение от нормы в
  сексуальном поведении,  независимо от его проявлений и  характера,
  степени   выраженности  и  этиологических  факторов.  Это  понятие
  включает как расстройства в смысле отклонения от социальных  норм,
  так и от норм медицинских.


Отмена запретов на профессии

В некоторых странах существовали или существуют запреты на некоторые профессии для лиц, открыто декларирующих свою гомосексуальность. Это может быть, например, запрет на службу представителей секс-меньшинств в армии или на работу учителем в школе. Организации в защиту прав секс-меньшинств добиваются (и в ряде случаев уже добились) отмены этих запретов.

Так, например, специальными социологическими исследованиями(англ.), проводившимися в странах Запада, установлено, что гомосексуальность офицера или солдата не влияет на боевую дисциплину или внутренний психологический климат части. Следовательно, нет никаких оснований отказывать гомосексуалам в праве на службу в армии.

Также установлено, что гомосексуальность учителя не приводит к каким-либо осложнениям в отношениях с учащимися и не предрасполагает учителя к совершению развратных действий в отношении учеников (поскольку гомосексуальность и педофилия — принципиально разные вещи). Следовательно, нет никаких оснований запрещать открытым гомосексуалам работу учителем в школе.

Отмена запрета на донорство

В некоторых странах (в том числе и в России) существует запрет на взятие крови и органов у «представителей сексуальных меньшинств». ГЛБТ-организации предпринимают попытки оспорить эту норму и добиться отмены дискриминации (примеры в России, Австралии, США). В настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации готовит поправку, отменяющую эту дискриминационную политику (1).

Обеспечение реального равенства прав

ГЛБТ-организации также выступают за включение прямого упоминания представителей секс-меньшинств в антидискриминационных законах (или за принятие отдельных антидискриминационных законов по секс-меньшинствам). Они также добиваются прямого упоминания сексуальной ориентации в соответствующих статьях Конституций, гарантирующих равные права всем гражданам независимо от пола, возраста, вероисповедания, национальности.

Понятие исправляющей дискриминации

Во многих странах Запада проблеме ущемления прав секс-меньшинств, так же как и проблеме ущемления прав этнических меньшинств или инвалидов, уделяется значительное внимание. В связи с этим в политических и законодательных кругах США и Западной Европы родилось понятие «исправляющей дискриминации», или «дискриминации наоборот». С «исправляющей» дискриминацией мы имеем дело в тех случаях, когда закон или общепринятая административная и судебная практика не просто предоставляют и гарантируют равные права ущемляемому и дискриминируемому меньшинству или социально не защищённым слоям населения, но и предоставляют этому меньшинству или социальной группе определённые преференции или привилегии, исправляющие общую несправедливость и дискриминацию, проявляющуюся по отношению к ним.

Например, одним из видов «исправляющей» дискриминации может быть законодательное усложнение процедуры увольнения с работы или отчисления из учебного заведения для определённых категорий лиц, подвергаемых дискриминации на рынке труда (в том числе и представителей сексуальных или этнических меньшинств, а не только инвалидов или беременных). Специфическим по отношению к секс-меньшинствам видом «исправляющей» дискриминации является предоставление дотаций их организациям на осуществление программ, связанных с сексуальным просвещением и борьбой с распространением венерических заболеваний, бесплатной раздачей презервативов, с пропагандой терпимости и просвещением общества. Другим специфическим видом «исправляющей» дискриминации является предоставление налоговых льгот или прямых дотаций гей-клубам, организациям или печатным изданиям.

Многие гомосексуалы, бисексуалы и лесбиянки активно выступают против практики «исправляющей» дискриминации в целом или против отдельных её аспектов, таких, как бесплатная раздача презервативов или специальные налоговые льготы для гей-организаций, гей-клубов и специализированных СМИ.

Геи и лесбиянки, поддерживающие такую точку зрения, создают альтернативные гей-организации, находящиеся в оппозиции по отношению к официальным гей-организациям и к политическому истеблишменту стран Запада, проводящим политику исправляющей дискриминации в отношении секс-меньшинств.

Право на регистрацию брака

В последние годы в западных странах отмечается растущее движение в поддержку однополых браков. Факт регистрации брака закрепляет за парой права на наследование имущества супруга, социальное и медицинское страхование, льготное налогообложение, воспитание приёмных детей и другие преимущества, которых лишены незарегистрированные пары.

Противники однополых браков утверждают, что по традиции и по религиозным нормам в брак могут вступать только мужчина и женщина, а потому требования геев и лесбиянок признать за ними такое же право абсурдны и речь здесь идёт не о равноправии гомосексуалов и гетеросексуалов, а о предоставлении гомосексуалам нового беспрецедентного права. Сторонники однополого брака указывают, что регистрация брака есть юридическое действие, независимое от религиозной нормы (в большинстве современных государств юридическое и церковное оформление брачных отношений происходят раздельно), и что закон должен следовать за общественными изменениями, приводящими к ликвидации неравноправия между людьми, — как это и происходит на протяжении последних столетий, когда постепенно отменялись существовавшие прежде запреты на регистрацию браков (например, между супругами, принадлежащими к различным конфессиям).

Среди стран, предоставивших однополым парам полноценное право на брак, находятся Голландия, Бельгия, Испания, Швеция, и Канада. Однополые партнёрства (гражданские союзы) узаконены во многих странах Западной Европы (Великобритания, Дания, Норвегия, Гренландия, Исландия, Франция, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Северная Ирландия, Чехия, Словения, Швейцария с 2007 года). Кроме того, в некоторых странах Северной, Южной Америки и Африки (ЮАР) однополые пары могут заключать брак. В различных странах однополые брачные союзы могут называться по-разному; различается и перечень прав, которыми пользуются члены подобных союзов.

Хотя в американском штате Массачусетс гомосексуальные браки разрешены (согласно решению Верховного суда штата(англ.), 17 мая 2004 года Массачусетс начал впервые в США регистрировать однополые браки), 4 июня 2006 Джордж Буш в очередной раз обратился к Сенату США с призывом принять поправку к Конституции, запрещающую браки между людьми одного пола [1], которую противники поправки сразу же назвали «гомофобной».

Апелляционный суд Нью-Йорка, который является высшей судебной инстанцией этого штата, постановил, что гей-браки на территории штата являются незаконными(англ.). Так завершилось слушание дела, на исход которого надеялись многие однополые пары. Четырьмя голосами против двух судьи отклонили аргументы по искам представителей ГЛБТ, которые утверждали, что невозможность вступить в брак нарушает их конституционные права. Судья Роберт Смит (Robert Smith(англ.)) заявил, что, согласно законам штата Нью-Йорк, браком считается союз мужчины и женщины, а изменить это положение суд не в состоянии — этим должна заниматься легислатура. «Мы не можем предсказать, что станут думать на сей счет следующие поколения, но считаем, что поколение нынешнее должно попытаться решить эту проблему через законодательное собрание штата», — заявил Смит.

Усыновление

Во многих странах, где однополым семейным парам предоставляются широкие права, вопрос о возможности воспитания ими приёмных детей рассматривается отдельно от вопроса о возможности создания самих браков.

См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home