Книгопечатание

Книгопечатание — комплекс производственных процессов, целью которых является изготовление печатной продукции.

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Содержание

БСЭ

Изобретение книгопечатания сыграло огромную роль в социально-политической и историко-культурной жизни человечества. К.Маркс считал книгопечатание одной из необходимых предпосылок буржуазного развития (см. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., 2 изд., т. 30, с. 262). Ф.Энгельс, перечисляя факторы, обусловившие возрождение науки в 15-16 вв. «после тёмной ночи Средневековья», называет среди них и изобретение печатного станка. По словам Энгельса, духовенство «в результате изобретения книгопечатания и роста потребностей всё более расширяющейся торговли… лишилось монополии не только на чтение и письмо, но и на более высокие ступени образования» (там же, т. 7, с. 350-51). Возникновение книгопечатания содействовало становлению и дальнейшему развитию литератур на национальных языках, унификации орфографии и графических форм письма, что, в свою очередь, способствовало развитию образования. Печать стала мощнейшим средством распространения и сохранения идей и знаний, безгранично сильным оружием социальной и идеологической борьбы, научного исследования и развития культуры.

ЭСБЕ

Книгопечатание было изобретено дважды: в Китае и в средневековой Европе. В Китае книгопечатание изобретено, по одним указаниям (Julien, «Documents sur l’art d’imprimerie»), в 581 г. по Рождеству Христову, а по китайским источникам — между 936 и 993 гг.

Печатание производилось следующим образом: на деревянных козлах, на которых вырезывались выпуклые буквы, наносили жидкую краску, затем сверху накладывали лист бумаги и тёрли мягкой щёткой. Этот способ печатания, употреблявшийся и в средние века нидерландскими печатниками на деревянных печатных досках, сохранялись в Китае до начала XX века; попытка иезуитов-миссионеров в XVII веке вырезать слова из меди не привилась.

В средние века, между 1041 и 1049 гг. некто Пихинг, по ремеслу кузнец, придумал изготавливать подвижные слова из жжёной глины; его способ печатания был, вероятно, такой же, как и в Китае; после его смерти значки были утеряны, а способ печатания забыт.

Уже в гробницах Фив и Вавилона находили кирпичи с вытиснутыми надписями; у ассириян для летописей служили цилиндры из жжёной глины с вырезанными буквами; в Афинах вырезали географические карты на тонких медных досках; римские горшечники на выделываемой ими посуде отпечатывали имя заказчика или обозначение цели, для которой она предназначена. Богатые римляне, чтобы облегчить детям изучение грамоты давали им буквы, вырезанные из слоновой кости или из металла, из которых дети учились составлять отдельные слова; Цицерон, рассказывая об этом, излагает в ясных выражениях основной принцип набора слов.

В Средние века, после крестовых походов, когда усилилось стремление к образованию, деятельность монахов, занимавшихся перепиской книг (манускриптов), перестала удовлетворять возраставшим потребностям. С XIII века начали вырезать картинки на досках с текстом, сначала весьма кратким. Впоследствии текст начал занимать больше места, часто в виде составленной из слов ленты, исходящей из уст действующего лица; наконец, начали печатать книги, состоявшие из одного текста, без рисунков. Для печатания изготовлялись тонкие металлические доски, на которых вырезывались значки, причём или линии очертания букв оставлялись, а всё остальное срезалось, или вырезалось очертание букв в доске вглубь, и тогда они при печатании выходили белыми, а всё кругом оставалось чёрным.

Ксилография

Позднее начали вырезать текст ножом на деревянных досках; это так называемая ксилография. Древнейшее дошедшее до нас произведение этого искусства, имеющее на себе дату печатания, относится к 1423 году (См. Библия бедных). Производилось ли печатание с помощью станка или с помощью щёток — неизвестно; во всяком случае дошедшие книги печатались анопистографически (то есть лишь с одной стороны листа). Из книг, напечатанных этим способом, наиболее известны так называемые Донаты (сочинение римского грамматика Элия Доната). Не доказано, что Донаты были напечатаны много раньше изобретения Гутенберга; с другой стороны, известно, что печатными досками пользовались долго после Гутенберга; ксилография существовала ещё в 1475, в 1482 и даже в 1504 гг.

Наборный шрифт

История книгопечатания в современном смысле этого слова начинается с того момента, когда стали изготавливать металлические подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирать из них строки и с помощью пресса оттискивать их на бумаге. Это гениальное изобретение относится ко второй трети XV века, и почти все исследователи приписывают его немцу Иоганну Гутенбергу. Иоанн Ментель в Страсбурге, имевший типографию уже в 1458 г., и Пфистер в Бамберге, считавшиеся за первых печатников, должны быть признаны учениками Гутенберга. Почти все западноевропейские народы оспаривали у немцев честь изобретения книгопечатания. С наибольшей энергией отстаивали свои притязания голландцы, приписывающие изобретение книгопечатания Костеру. У итальянцев Памфилио Кастальди в Фельтре считался изобретателем подвижных букв: как рассказывают, он не придавал своему изобретению никакого значения и уступил его Фусту, который, с товарищами, и воспользовался им, учредив типографию в Майнце. До нас не дошло, однако, ни одной строчки напечатанной Кастальди, которая могла бы подтвердить достоверность этого рассказа. К свидетельствам современников, говорящих в пользу Гутенберга, нужно отнести указание Петра Шеффера, зятя Фуста и продолжателя его дела: в издании «Институций Юстиниана» 1468 г. он указывает на Гутенберга и Фуста как на первых печатников. Движимый родственным чувством, он, вероятно, приписал и Фусту честь изобретения, принадлежащего одному Гутенбергу. В 1472 г. Вильгельм Фише, ректор Парижского университета, в письме к Роберту Гагену говорит: «Передают, что недалеко от города Майнца был некто Иоанн Бонемонтан (Гутенберг), который первый выдумал искусство книгопечатания». Матвей Пальмерий в продолжении «Хроники» Евсевия, напечатанном в 1483 г. в Венеции, указывает, что «искусство печатать книги было изобретено в 1440 г. Гутенбергом в Майнце». Наконец, Иоанн Шеффер, сын Петра Шеффера, в посвящении к переводу Тита Ливия 1505 г. указывает на Гутенберга как на первого печатника, хотя в других местах приписывает это изобретение Фусту.

Первопечатные книги

Первопечатные книги (см. Инкунабулы) сохранились в крайне незначительном числе экземпляров; они совершенно сходны с рукописными книгами как в шрифте, так и вообще по своей внешности. Первопечатники во всём подражали рукописям, ибо последние ценились гораздо дороже, да и публика в первое время по привычке требовала рукописи, подозревая в печати вмешательство дьявола; на первых печатных экземплярах, выпускавшихся в виде рукописей, не отмечалось ни года, ни места напечатания, ни имени типографа.

Германия

Изобретённый Гутенбергом новый способ печатания книг не мог долго содержаться в тайне. Уже в 1460 г. Ментель имел типографию в Страсбурге, Пфистер — в 1461 г. в Бамберге. После взятия Майнца герцогом Нассауским, когда типография Шеффера и Фуста была уничтожена, работники, или, как их называли, «дети Гутенберга», разбежались во все стороны и разнесли с собой и типографское искусство. В Кёльне Ульрих Целль работал уже в 1466 г.; за ним следуют Базель, с 1471 г.; Аугсбург, где Гюнгер Цайнер работал с 1468 г.; Ульм — с 1469 г.; Нюрнберг — Генр. Кеффер и Иог. Зензеншмидт, с 1470 г. Для северной Германии раньше всего основана была типография во Франкфурте-на-Майне, а затем в Любеке, Лейпциге, Эрфурте и др. В Вене первая типография открыта в 1482 г., но постоянная — лишь в 1491 г. В общем, к концу XV в. в Германии было свыше 50 типографий, а печатников — свыше 200. Из Германии новое искусство распространилось по другим странам.

Италия

В Италии первыми печатниками были немцы Конрад Свейнгейм и Арнольд Паннартц, которые были приглашены монахами из Субиако, близ Рима, в 1465 г., а в 1467 г. переехали в Рим. В Венеции Иоганн Шпейерский получил привилегию на печатание книг в 1469 г.; он умер в следующем году, и его дело продолжал его брат, Венделин Шпейерский, в сообществе с Иоганном Кёльнским; в том же году там поселился искусный гравёр Николай Женсон, по происхождению француз. Вообще, печатное дело в Венеция достигло высокой степени развития, так что насчитывают там в XV в. до 250 типографий; тогда же была основана знаменитая типография Альдова (1495). За Венецией следуют Болонья (1471), Неаполь (1471), Флоренция (1472) и др.

Испания

В Испании первая типография была основана в 1474 г. в Валенсия; первыми печатниками были немцы и голландцы. В Португалия печатное искусство было занесено впервые евреями в 1484 г., в г. Лейрии; в 1495 г. королева Элеонора вызвала в Лиссабон немецких печатников.

Франция

Во Франции первая типография возникла сравнительно поздно. Ни один из «детей Гутенберга», рассеявшихся по разным странам, не прибыл в Париж: вероятно, они не были допущены туда происками переписчиков и книгопродавцев, опасавшихся возникавшей конкуренции. Между тем Фуст дважды привозил в Париж и продавал там в большом количестве свои произведения. Лишь в 1470 г. благодаря стараниям двух профессоров Сорбонна, Иоганна Гейлина из Штейна (de Lapide) близ Констанца и Вильгельма Фише из Савойи, были вызваны в Париж три немецких печатника из Мюнстера: Ульрих Геринг, Михаил Фрибургер и Мартин Кранц. Первая напечатанная ими книга была «Gasparii (Barsisii) Pergamensis epistolae» (1470); затем они продолжали печатать книги гуманистического направления, но, когда их покровители покинули Париж, они начали печатать более ходкие сочинения теологическо-канонического содержания и популярные книги. В 1477 г. Кранц и Фрибургер покинули Францию, а вместо них появились другие печатники, например, Паскье Боном, напечатавший первую книгу на французский язык: «Les Grandes Chroniques» (1477), и Антуан Верард, издатель поэтов и рыцарских романов; они ввели в употребление шрифт, подобный французскому письму (так назыв. батард), и вообще обращали особенное внимание на изящную отделку книг. За Парижем следует Лион, где первая книга была отпечатана в 1473 г.; затем там возникло до конца XV в. свыше 50 типографий; Лион имел большое значение также как книжный рынок.

Нидерланды

В Нидерландах первый город, в котором была основана типография, был Утрехт1473 г., Николаем Кетелером и Жераром фон Леемптом); за ним следуют Лувен (1474), Брюгге (1475) и Антверпен (1476).

Англия

В Англии первая типография основана Вильгельмом Какстоном около 1474 г. первоначально в Вестминстере, затем в Лондоне; число его изданий превышает 400. Вообще, книгопечатание в Англии не распространилось с такой быстротой, как на континенте: до конца XV в. были основаны типографии, кроме Лондона, лишь в Оксфорде (1479) и С.-Альбане (1480).

Скандинавия

В Скандинавских странах книгопечатание введено в Одензее (Фиония) в 1482 г. Иоанном Снелль; в Копенгагене — в 1490 г. Готфридом фон Гемен; в Стокгольме — в 1483 г. В Христиании первая типография основана лишь в XVII в.

Турция

В Турции книги печатались тайно евреями; в 1490 г. вышла «История народа Божьего», сочинение Иосифа бен Горион. В 1567 г. Абгар Токатеци в Константинополе открыл армянскую типографию. Первые турецкие книги были изданы в 1720-е гг.

Дальнейшее распространение

Таким образом, книгопечатание уже в XV в. распространилось почти по всей Европе; известно до 1000 имён печатников того времени, число же изданий, вероятно, доходит до 30000 (так называемые инкунабулы); 6/7 этого количества составляют сочинения религиозные и схоластические, остальные — научные и древняя и новая литература. Формат — in folio, разделённый на два столбца, или in quarto. Шрифт остался прежний — письменный готический прямоугольный, только в Италии печатники начали применять употреблявшийся там ещё с XIV в. круглый шрифт, так называемый римский, который впоследствии и вытеснил готический. В XVI в. печатное дело всё более и более распространялось: религиозные споры давали громадный материал для печати. Во Франции Сорбонна всеми силами старалась наложить запрещение на книгопечатание. Франциск I в 1534 г. издал приказ закрыть все типографии, но сопротивление парламента спасло печатников от угрожавшей им опасности. В Англии было ограничено число типографий; вообще во всех странах, кроме Германии, был установлен бдительный надзор за типографиями. В этом столетии особенно известен венецианский печатник и гуманист Альдо Мануче: он много заботился об издании греческих и латинских классиков, при издании которых впервые применил формат in octavo, раньше употреблявшийся лишь для богослужебных книг; он же ввёл новый итальянский шрифт, названный альдинским. По примеру Альдо печатание классических произведений распространилось по всей Европе. Особенную известность получил Этьенн в Париже: его издания благодаря красивым буквам, качеству бумаги и чернил, изяществу и богатству орнаментных рисунков доставили ему выдающееся место в ряду других современных издателей. В Антверпене жил знаменитый печатник Христофор Плантен, основавший типографию в 1555 г.; по поручению Филиппа II он напечатал Библию Роliglota, на латинском, греческом, еврейском, сирийском и халдейском языках (15691573). Плантен был монопольным издателем церковных книг для всех испанских владений; он издал 60 тыс. молитвенников, 100 тыс. требников и 400 тыс. часословов, а всего до 1500 изданий; он сделался родоначальником целой династии печатников, Плантенов-Моретов.

XVII век

В XVII в. в Германии вследствие 30-летней войны печатное дело пришло в упадок, несмотря на появление тогда впервые газет. В Англии печатное дело терпит сильные преследования; во Франции оно также в упадке: выдаются лишь своим изяществом произведения королевской луврской типографии, основанной в 1640 г. Только в Нидерландах печатное искусство свободно развивалось: выдвигается в Лейдене и Амстердаме фамилия Эльзевиров, из которых Абрам ввёл в книжном деле весьма удобный формат in 12°; так называемые эльзевиры отличались красивой ровной печатью и безошибочным набором, а также дешевизной. Печатник Блаеу улучшил печатный станок. В то же время увеличилось количество шрифтов; особенно вошли в употребление мелкие шрифты (нонпарель и петит). В 1638 г. основана первая типография в Америке, в Кембридже (Массачусетс), затем в Бостоне, Филадельфии и Нью-Йорке; в то же время благодаря иезуитам книгопечатание появилось в Ост-Индии и Японии.

XVIII век

Восемнадцатый век считается, в общем, эпохой упадка типографского искусства. В количественном отношении печатное дело сильно подвинулось вперёд благодаря развитию литературы. Из тогдашних типографий выдаются: в Берлине — Декера, придворного типографа; в Лейпциге — Брейткопфа, который известен и как издатель; в Париже — Фурнье и Дидо; в Лондоне — Бискервилль. Для сохранения в целости набора таких книг, которые благодаря своей ходкости требуют частых изданий без перемен (например, Библия, классики, словари), была изобретена стереотипия проповедником И. Мюллером в Лейдене (1711); впрочем, в XVIII в. она не вышла за пределы опытов. Конец этого века ознаменован решительной переменой в положении типографского дела. Французская революция уничтожила всякого рода патенты на занятие им и объявила его свободным для всех. Хотя это разрешение скоро было отменено, но раз данный толчок не остался безрезультатным.

XIX век

В начале XIX в. уничтожены были во многих государствах Германии цехи, чем типографское дело было освобождено от многих пут и к нему привлечены новые силы и новые капиталы. В XVIII в. в Германии насчитывалось всего 434 города с типографиями, а в 1855 г. было уже в 818 городах 2565 типо- и литографий, в 1890 г. — в 1891 городе 6530 заведений, с 36612 мастерами. В такой же прогрессии распространились печатные заведения и в остальных странах Европы.

Распространению типографского дела много способствовали также изобретения и улучшения в технике этого дела. Изобретены особые машины для отливки букв (в 1805 г., Вингом и Вайтом); улучшена стереотипия (лордом Стенгоп, в 1804 г.); изобретён станок, дающий возможность печатать одновременно на обеих сторонах листа (им же, в 1800 г.). В 1810 г. изобретён Кёнигом паровой печатный станок; ротационная машина дала возможность печатать до 12000 листов в час (Типографское дело). Постепенно печатное дело не ограничивается одной лишь типографией: неотъемлемой принадлежностью большой типографии стала литография; ей же служит гравировка на дереве и металле, цинкография, фото- и гелиография и т.п., так что в настоящее время большие типографии представляют собою полиграфические институты.

Только в Америке в типографском деле появилась специализация труда: там существуют особые заведения для приготовления набора или стереотипа, особые — для печатания; в большом употреблении там и маленькие печатные машины, позволяющие каждому иметь у себя дома печатню для собственных целей.

Польша

В Польше первой напечатанной книгой является «Explanatio in Psalterium» Иоанна де Туррекремата, на которой обозначено место печатания (Краков), но нет года; время напечатания относится приблизительно к 1474 году; первым печатником считается Гюнтер Цайнер из Аугсбурга. В конце XV и в начале XVI в. в Кракове работал печатник Ян Галлер, издававший книги на латинском языке, а на польском, сколько известно, — одни отрывки и то в виде приложений к некоторым латинским книгам. В Варшаве первая типография появилась лишь в 1578 г. В городке Пинчове (Краковского воеводства) существовала с 1559 г. типография, заведённая богемскими братьями. В том же году князь Николай Радзивилл учредил типографию в своем горороде Бржеске (в Литве), где в 1563 г. была напечатана Библия, переведённая на польский язык советом протестантских учёных. Тот же князь Радзивилл основал типографию в Несвиже, откуда вышел в 1562 г. социнианский катехизис на русинском языке.

Чехия

В Чехии книгопечатание появилось около 1475—78 гг. в Праге и одновременно в Пльзене, затем в Брюнне — в 1486 г., в Куттенберге — в 1489 г. (Мартин Тисновский) и в Ольмюце — в 1500 г. (Конрад Баумгартен). Первым печатником (друкарь) славянских книг был Швайпольт (Святополк) Феоль, а первая напечатанная кириллицей книга была «Осьмигласник», или Октоих (1491, Краков, in folio. Для этого издания резал и отливал буквы немецкий мастер Рудольф Борсдорф из Брауншвейга. Два неполных экземпляра этого первенца славянской печати находятся в публичных библиотеках Петербурга и Москвы, а полный — в Редигеровской библиотеке в Силезии (Германия). В том же году Феоль издал «Часослов», «Триодь постную» и «Триодь цветную».

Славянские издания

В изданиях Феоля встречаются особенности русской редакции церковно-славянских книг; в месяцеслове помещены имена русских святых. Следующая славянская типография была основана в Черногории, в городе Ободе, где в 1493 г. был отпечатан Осьмигласник священноиноком Макарием; там же в 1495 г. отпечатана «Следованная псалтирь»; по некоторым данным можно предположить, что Ободская типография основана в начале 80-х годов XV в., то есть является первой славянской типографией. В 1493 г. основана славянская типография в Венеции; первая книга, напечатанная там, — Часослов (печатник Андрей Торесанский). В конце XV или в начале XVI в. славянское книгопечатание появилось в Угровалахии; черногорский священноинок Макарий напечатал там Евангелие в 1512 г. В 1517 г. полочанин Франциск Скорина основал типографию в Праге: первые выпущенные ей книги — Псалтирь и Библия на старобелорусском языкегравюрами). За время с 1517 по 1519 гг. Скорина напечатал в Праге до 15 библейских книг. В 1519 г. он прекратил свою деятельность в Праге и возобновил её в 1525 г. в Вильно, где был напечатан "Апостол", а затем «Малая подорожная книжица», заключающая в себе псалтирь, часослов, акафисты и святцы краткие. Издания Скорины отличаются красотой и изяществом. В 1519 г. в Венеции возникает типографская деятельность сербского воеводы Божидара Вуковича; первая напечатанная им книга — Служебник. В том же XVI в. существовали славянские типографии в Терговищах (1547), Заблудове, Несвиже, Львове, Супрасле, в начале XVII в. — в Дерменском монастыре (1601), Угорцах (село в Галиции), Минске, с. Четвертне (на Волыни). С 1625 г. существовала в Стокгольме типография, печатавшая книги для пропаганды протестантства в Москве; с той же целью печатались славянские книги в Тюбингене, где славянская типография существовала ещё в XVI в. Почти одновременно с кириллическими началось печатание и глаголических книг. В 1507 г. в городе Сене (Далмации) напечатана книга «Počinu miraculi slavne dêve Marie»; в том же веке в Венеции и в Реке напечатано несколько изданий глаголического миссала (служебника) и часослов. В первые века распространения книгопечатания у славян, как и на западе Европы, «друкари», или «печатники», часто бывали переводчиками и авторами книг, руководителями общественных движений.

Юго-западная Русь

Во второй половине XVI в. Юго-западная Русь заводит у себя печатное дело: скоро всё её пространство покрывается сетью типографий, и печатный станок оказывает ей величайшую услугу в деле борьбы с католичеством и унией, а затем в деле устроения церкви и общественного образования. Важнейшие типографии были во Львове, Вильне, Остроге, Стрятине, Заблудове, Унейове. Замечательнейшие из изданий того времени: Библия, перевод Евангелия на народный язык, множество догматических и апологетических сочинений. Ни одно из сочинений, враждебных церкви, не оставалось без ответа. Центр этой деятельности был в Вильне и Волыни (Острог). В Вильне во второй половине XVI и в начале XVII столетий типографию содержали видные западнорусские деятели Мамоничи, Козьма (бурмистр виленский) и Лука (скарбный короля) Ивановичи (на Будятычском евангелии, здесь напечатанном, имеется вкладная запись 1564 г.; евангелие это описано у Каратаева, № 66). Во второй половине XVI в. выдаётся деятельность и печатников Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца (бывших московских первопечатников; см. ниже). Бежав из Москвы, они по приглашению «наивысшего гетмана» Великого княжества Литовского Григория Александровича Ходкевича открыли типографию в его имении Заблудове (в 14 верстах от Белостока); здесь в 1569 г. было напечатано «Евангелие учительное», а в 1670 г., одним Фёдоровым — «псалтирь с часословцем». Это издание напечатано московской азбукой, с киноварью, и украшено изображениями герба Ходкевича, заставцами и травчатыми начальными буквами одинакового рисунка с украшениями первопечатного московского "Апостола". Мстиславец в виленской типографии Мамоничей напечатал в 1575 г. «Евангелие напрестольное» "в лист" и в 1575 или 1676 г. Псалтирь, также "в лист". Оба издания напечатаны с киноварью, крупной уставной азбукой великорусского почерка, в которую по требованиям местного произношения введена буква . Эта азбука была началом так называемых евангельских шрифтов, которые в последующей церковной печати устраивались по её образцу. Фёдоров из Заблудова перешёл в Львов, где устроил типографию и напечатал новое издание "Апостола" в 1574 г. Когда князь Константин Острожский задумал устроить в Остроге типографию для издания православных церковных книг, он вызвал туда Фёдорова, который отлил для острогской типографии шесть разной величины церковно-славянских и греческих шрифтов. Первая книга, напечатанная в 1580 г. в Остроге, была Новый Завет с Псалтирью. В том же 1580 г. отпечатана была Библия, а в 1581 г. вышло второе её издание; текст её набран в 2 столбца; всё издание, в особенности по ровности шрифтов, считается образцовым для своего времени. Устроив острогскую типографию, Фёдоров возвратился во Львов, но не cмог выкупить свою типографию, заложенную перед отъездом в Острог; лишь после его смерти львовское православное братство по желанию епископа Гедеона Балабана выкупило эту типографию и положило начало существующей доселе Львовской «ставропигиальной» типографии. Епископ Балабан устроил в Галиции из части материалов Фёдорова ещё две типографии, в Стрятине (1604) и в Клиросе (1606). Стрятинская типография была продана в 1616 г. киево-печерскому архимандриту Елисею Плетвецкому и послужила основанием существующей до сих пор типографии Киево-Печерской лавры; первые напечатанные в Киеве книги — «Часословец» (1617), «Везерунк цноти» (образец добродетелей) Елисея Плетнецкого (1618), «Анфологион» (1619).

Московское государство

Первой печатной книгой московского государства долго считался отпечатанный Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем (учениками датчанина Ганса Миссенгейма, посланного датским королём к Ивану Грозному) "Апостол" 1564 г., в послесловии которого основание типографии в Москве отнесено к 1553 г. На самом деле, однако, сохранилось несколько книг без дат, которые можно считать напечатанными в Москве раньше "Апостола". Одна из них — Евангелие, с грубым шрифтом, с неправильной свёрсткой, с неравными строками — имеет вкладку, сделанную в 1563 г. Две других — Евангелие и Постная Триодь — напечатаны одинаковым шрифтом, близким к шрифту "Апостола" 1564 г.; в одной из них есть вкладка 1562 г. Мнение, что эти книги юго-славянского или юго-западно-русского происхождения, неправильно: данные их языка, орфографии, текстов доказывают их московское происхождение. Сохранилось ещё несколько рукописей, главным образом Евангелий, с чрезвычайно редкими особенностями: их заставы не нарисованы, а отпечатаны гравировальными досками; одна из рукописей написана в 1537 г., и это позволяет отнести к первой половине XVI в. если не существование первой московской типографии, то по крайней мере изготовление для неё разного материала и, между прочим, гравировальных досок. Хотя книгописное дело всё больше распространялось и им занимался целый класс «добровольцев», изготовлявших книги для продажи, но они не могли удовлетворить всё возраставшей потребности. Об этом знали и за границей: тюбингенские типографщики, предпринимая в XVI столетии печатание славянских книг, рассчитывали на сбыт в разных славянских странах, и на первый план ставили русских. С другой стороны, появление книгопечатания в Москве было вызвано необходимостью иметь исправленные книги, так как переписчики обыкновенно относились небрежно к исправности текста. Стоглавый собор постановил, чтобы священники исправляли богослужебные книги, в которых замечены ошибки. Строго запрещалась продажа книг неисправленных, то есть с ошибками; если оказывалось, что продавалась книга заведомо неисправленная, то предписывалось «те книги имать даром, без всякого зазору», а исправивши, отдавать в церковь, которая имеет недостаток в книгах. Все эти меры оказывались недостаточными, и цель основания типографии, как видно из послесловия к «Апостолу» 1564 г., заключалась именно в том, чтобы «впредь св. книги изложилися праведне». Первые наши «мастера печатных дел» были в одно и то же время и специалистами по технике печатания и по гравированию, и редакторами изданий. Первая устроенная Иваном Грозным типография была обставлена, судя по шрифту и чистоте печати, очень богато. Для типографии построили здание рядом с Никольским греческим монастырём, где потом находился Московский печатный двор. Издатели первой напечатанной здесь книги имели под руками немало славянских списков разных редакций и внесли в текст списков, бывших в то время во всеобщем употреблении, много новых исправлений; исправления эти в большей части случаев удачны и вообще более всех известных нам списков приближают славянский апостольский текст к принятому ныне.

"Апостол"

Экземпляр «Апостола», как величайшая библиографическая редкость, хранится в Публичной библиотеке, в серебряном окладе, на особом аналое. "Апостол" напечатан с чистотой, отчётливостью и изяществом на клееной бумаге, в лист малого формата, на 267 листах, азбукой одной меры и одного рисунка, взятой с крупного полууставного письма XVI в. Буквы её соразмерны одна другой и благодаря правильной отливке имеют в боках равномерное одна от другой расстояние, везде составляют ровную прямую строку.

По примеру рукописей вместе с чернилами употреблена и киноварь: ей отпечатаны оглавления, прибавочные в конце статей строки, а внутри текста — прописные буквы и заступающие их место строчные, также вставки и др. подразделения текста. Полная страница — 25 строк. Предречий, или кустодов, внизу страниц нет. При заключении большей части статей строки, постепенно укорачиваясь, образуют нисходящий угол, заканчивающийся точкой.

Важный недостаток набора первопечатного «Апостола» состоит в несоразмерности промежутков, отделяющих одно слово от другого; часто встречаются по нескольку слов, напечатанных без всяких разделений. Этот недостаток выкупается весьма многими достоинствами, которыми не всегда отличаются последующие издания. Набор вообще свёрстан чрезвычайно тщательно, страницы и строки везде представляют безукоризненно прямые линии; приводка киноварных букв и строк к чернильным, за очень редкими исключениями, весьма исправна; тиск на всех страницах равномерен и притом лёгок.

В подражание рукописям «Апостол» напечатан с украшениями, оттиснутыми с резных обронных (выпуклых, рельефных) досок. Украшения — вязь, начальные буквы, заставицы и лицевое изображение евангелиста Луки; вся орнаментовка чисто итальянская и принадлежит к стилю, переходному от готики к Возрождению.

Бегство первопечатников из Москвы

В 1565 г. был напечатан «Часовник». Вскоре затем первопечатники должны были бежать из Москвы, так как народ считал их еретиками и сжёг печатный двор. После бегства первопечатников в 1568 г. напечатана «Псалтирь учебная» Никифором Тарасьевым и Андроником Тимофеевым Невежею, учеником Фёдорова; книга напечатана той самой полууставной азбукой, что и "Апостол". Царь Иоанн Васильевич, переселившись в Александровскую слободу, взял с собой Андроника Тимофеева, которым там была устроена небольшая типография; из этой типографии вышла только «Псалтирь учебная», помеченная 1577 г. в «новом граде — Слободе». Таким образом, при Иване IV отпечатаны всего четыре издания: "Апостол", Часовник и две псалтири.

Непрерывно стали печататься в Москве церковные книги лишь с учреждением патриаршества (1589); первой книгой, вышедшей из возобновлённой московской типографии, была «Триодь постная» (1589). В первые 14 лет патриаршества Иова печатным делом заведовал тот же Невежа († 1602), выпустивший за это время 14 различных изданий, которые и по орнаментовке, и по шрифту вполне схожи с изданиями Ивана Фёдорова. Ту же первопечатную азбуку и те же украшения употреблял и сын Невежи, Иван Андроников Невежин, бывший печатным мастером с 1603 г. до литовского нашествия. В то же время в Москве было ещё два мастера: Онисим Михайлов Радищевский Волынец и Аникита Фофанов Псковитин. Последний во время литовского нашествия бежал в Нижний Новгород и завёл там типографию, где печатал псалтири и часовники; при Михаиле Фёдоровиче он вернулся в Москву. В царствование Михаила Фёдоровича московская типография устроилась окончательно (около 1620 г.). Книги, вышедшие из московской типографии в XVII в., были почти исключительно богослужебные, полемические и священного писания; замечательнейшим изданием была Библия 1663 г. Исключение составляли две книги учебного характера: азбука Бурцева (первое издание в 1637 г.) и перепечатка грамматики Смотрицкого; затем, в 1647 г., напечатано «Учение или хитрость ратного строения пехотных людей» (с рисунками) и, наконец, в 1649 г. «Уложение», изданное по повелению царя Алексея Михайловича. В начале XVII в. при Печатном дворе основана была Прави́льная палата, имевшая целью редактировать и приготовлять текст книги к печатанию. И в печатных книгах, однако, появлялись вследствие невежества правщиков новые ошибки, а иногда и умышленные искажения; так, в 1633 г. патриарх Филарет приказал отобрать из всех церквей и монастырей церковный Устав, напечатанный в 1610 г., и прислать в Москву для сожжения на том основании, что те уставы печатал «вор, бражник, чернец Логин… и многие в тех уставах статьи напечатаны не по апостольскому и не по отеческому преданию, своим самовольством». При патриархе Иоасафе (1634—40) типография была расширена (с 7 станков на 12); церковных книг напечатано больше, чем при Филарете, почти без всяких изменений. Из лиц, занимавшихся печатанием книг, особенно известен Василий Фёдоров Бурцев, подьячий патриаршего двора. При патриархе Иосифе книгопечатное дело продолжает расширяться. При Иосифе, кроме повторения прежних изданий, напечатаны, между прочим, два сборника, приобретшие большой почёт в расколе: в 1644 г. — «Кириллова книга» (одно из слов Кирилла, архиепископа иерусалимского), а в 1648 г. — "Книга о вере", игумена Нафанаила. Главными деятелями печатного дела во время Иосифа были: ключарь Успенского собора Иван (в монашестве Иосиф) Наседка и протопоп черниговского собора Михаил Рогов. В начале 1660-х годов, при патриархе Никоне, начальником печатного двора был келарь Троицко-Сергиевского монастыря Арсений Суханов; он принимал деятельное участие в исправлении книг. Техника в московской типографии в конце XVII в. стояла невысоко. Сохранились сведения о стоимости печатания книг в конце XVII в.; в 1694 г. напечатана книга: «службы и житие Николая Чудотворца», по заводу 1200 книг, а обошлась в 334 руб. 6 алт. 4 деньги. В том же году напечатан часослов в количестве 4800 книг, печатался с 5 марта по 23 июня и обошёлся в 939 руб. 20 алт.; экземпляр продавался по 8 алт. 2 деньги. С января по август печаталось Евангелие напрестольное в количестве 1200 книг; обошлось в 1784 руб.; книга продавалась по 1 руб. 20 алт. Святцы, в количестве 7200 шт., печатались с 2 августа по 20 октября; обошлись в 427 руб. 14 алт. 4 деньги; книга продавалась по 3 алт. 2 деньги.

Черниговская типография

В 1679 г. архиепископ черниговский Лазарь Баранович основал типографию в Новгороде-Северском, а потом перевел её в Чернигов; типография была основана Барановичем на собственные средства, обошлась в 4000 злотых и предназначалась главным образом для печатания его собственных сочинений; эта типография впоследствии называлась Свято-Троицкой.

Во времена Петра Великого

В 1700 г. купец Ян Тессинг устроил по желанию Петра типографию в Амстердаме и получил грамоту, по которой ему дозволялось привозить к Архангельску и в другие города чертежи, книги и портреты ("персоны") «повальною торговлей с платежом указанных пошлин, время с настоящего (1700) года вперёд на 15 лет». В 1708 г. эта типография была отослана в Россию, но по дороге попала в руки шведов, которые начали печатать разные воззвания к русскому народу. В 1698 г. Илья Кошевич напечатал в Амстердаме по приказанию Петра I «Краткое собрание Льва миротворца, августейшего греческого кесаря, показующее дел воинских обучение»; в 1701 г. в типографии Копиевича напечатана «Книга учащая морского плавания». Тем же шрифтом напечатано между 1705 и 1735 г. несколько русских книг в Штольценберге, Кёнигсберге и Галле. В Амстердаме же Пётр I заказал новый гражданский шрифт, который вошёл в употребление с 1708 г. Первые книги, напечатанные гражданским шрифтом, считаются теперь библиографической редкостью; это произошло оттого, что в 1752, 1769 и 1779 гг. накопившиеся издания прежних годов употреблялись, для очищения места в конторе синодальной типографии, на обёртки вновь выходящих книг. При Петре I московский печатный двор поступил в заведование начальника монастырского приказа, а типография находилась в заведовании справщика (потом директора) ёдора Поликарпова.

Петербург

В 1711 г. была основана первая типография в Петербурге (ныне синодальная типография); директором её был назначен Михаил Аврамов; первым её трудом, вероятно, была «Реляция сего Апреля 11 дня», напечатанная гражданским шрифтом, в 3 нумерованные страницы, и помеченная «11 мая 1711 г. в Санкт-Питерзбурке»; первые мастера были из Риги и Ревеля. С 1717 г. в типографии с большой пользой работали два брата голландца, Иван и Вильям Купи, обучавшие и русских учеников. Первая книга, вышедшая из петербургской типографии, была «Марсовая книга». До 1721 г. петербургская типография находилась в ведомстве Оружейной канцелярии, а в 1721 г. все типографии духовного ведомства (в Петербурге, Москве, Чернигове, Киеве) были переданы в ведение Священного Синода. При Петре I в Петербурге были ещё типографии при сенате и Морской академии, печатавшие только указы царя, и при Александро-Невском монастыре (основанном в 1720 г.), где печатались узаконения по духовному ведомству, проповеди Феофана Прокоповича и другие духовные книги; первая напечатанная там книга была «Первое учение отроком», составленная Прокоповичем. Выходившие с 1703 г. «Ведомости о военных и иных делах» печатались первоначально в Москве, а затем то в Петербурге, то в Москве; шрифт употреблялся для них с 1710 г. большей частью гражданский, а с 1717 г. — исключительно гражданский, кроме реляций о военных действиях. В 1727 г. была учреждена типография при Академии наук, и в том же году повелено было друкарням в Петербургe быть в двух местах: для печатания указов — в Cенате, а для печатания исторических книг — при Aкадемии, синодальную же и Aлександро-невскую перевести в Москву. В 1747 г. при Академии наук были устроены две типографии: одна для печатания книг на иностранных языках, другая — на русском.

Киев

В 1753 г. заведена была типография при Киевской митрополии; книгопечатание в Киеве достигло тогда высокого уровня: изданная там в 1758 г. Библия считается по художественному выполнению первой по настоящее время.

XVIII век

В 1756 г. учреждена типография при Московском университете, в 1757 г. — при Сухопутном кадетском корпусе; в том же году приказано было не брать пошлин с свинцовых литер, выписываемых из-за границы. В 1759 г. основана была типография при артиллерии и фортификации; в 1761 г. — особая типография при сенатской для печатания книг, переводимых Волковым; в 1762 г. — при военной коллегии. В 1763 г. вновь открыта в Петербурге типография при Священном Синоде, просуществовавшая до 1767 г., а затем возобновлённая в 1774 году и существующая до настоящего времени. В 1775 году открылась типография при горном корпусе, где печатались преимущественно драматические произведения императрицы Екатерины II, с роскошными гравюрами.

Падение госмонополии на печатное дело

В 1771 г. монополия содержания типографий казной пала, и дана привилегия иноземцу Гартунгу на заведение в Петербурге «первой вольной типографии», но с ограничением — печатать только иностранные книги и объявления. В 1776 г. выдана Вейтбрехту и Шнору привилегия для печатания в Петербурге книг на иностранных и русском языках; в 1778 г. разрешено Шнору завести в г. Твери вольную типографию; в 1779 г. заведена типография при училище бомбардирской роты Преображенского полка, а в 1783 г. — в Москве. при архиве иностранных дел. В том же году (24 января 1783 г.) разрешено заводить типографии во всех городах империи с освидетельствованием печатных книг управами благочиния. В том же году основана типография при Петербургском губернском правлении, а в 1785 г. — при Московском. В 1785 г. же в Петербурге учреждена была казённая типография для татарской, арабской и чувашской печати, с четырьмя станами; в ней отпечатаны три издания Корана, по 1200 экземпляров (вторая типография для восточных языков была открыта в [[Казань|Казани в 18001801 гг.). В 1786 г. разрешено Главному управлению училищ устроить свою типографию, с запрещением перепечатывать учебные книги и ландкарты без его дозволения. В 1787 г. разрешено Киевской академии завести городскую типографию, а в 1790 г. позволено учредить в Могилёвской губернии типографию для печатания еврейских духовных книг. Из всех указанных типографий наибольшее значение в истории просвещения имеет московская университетская, именно за время 1779—89 гг., когда арендатором её был Новиков.

Губернские типографии

Вольные типографии, запрещённые указом 16 сент. 1796 г., были вновь разрешены в 1802 г. В конце XVIII в. и в начале XIX во многих губернских городах существовали уже типографии, большей частью при губернских правлениях. Было даже несколько типографий в великорусских сёлах: в с. Пехлеце Ряжского уезда (где печатал Новиков), в с. Казинке Козловского уезда (И.Г.Рахманинов, переводчик Вольтера;) и в с. Разуваевке Инсарского уезда (Н.Е.Струйский). Для Сибири первая типография открыта в 1789 г. в Тобольске В.Корнильевым. У князя Потёмкина была походная типография, напечатавшая 6 книг на русском, французском, латинском и греческом языках. В Клинцах существовала в XVIII в. раскольничья типография; большая часть напечатанных там книг выпущена без означения года и места печатания или с ложным означением города — Варшавы, Гродна и др. В XIX в. печатное дело в России быстро растёт; в настоящее время почти нет города, где не было бы типографии.

Печатное дело в России по соcтоянию на 1897 год

Всех заведений печатного дела (типографий, литографий, металлографий, ксилографий, фототипий, фотоцинкографий и отдельных ручных типографских и литографских станков (например, при войсковых частях) к 1 января 1897 г. в Российской Империи (без Финляндии) было 1958, в том числе в Петербурге 255, Москве — 212, Варшаве — 143, Вильне — 22, Киеве — 22, Одессе — 55, Казани — 15, в губерниях: Харьковской — 29, Тифлисской — 54, Полтавской — 36, Петроковской — 44, Пермской — 37, Орловской — 34, в Области Войска Донского — 41, Нижегородской — 30, Лифляндской — 49, Волынской — 27. Не имеют вовсе заведений печатного дела губернии Кубанская, Кутаисская, Эриванская и Иркутская, области Амурская, Тургайская, Сыр-Дарьинская, Самаркандская, Ферганская, Закаспийская и Якутская и Амударьинский отдел. По одному заведению имеют области: Семипалатинская и Карсская; по три — губернии: Сувалкская, Олонецкая, Оренбургская; обл. Забайкальская, Дагестанская и Уральская; по четыре — губернии: Акмолинская, Елизаветпольская, Седлецкая, Ставропольская.

Болгария

Самое раннее болгарское издание: «Огледало ради потребы и ползованi препростейшимъ и некнижнымъ iазыкомъ болгарскимъ долнi Мессии», напечатано в Будапеште в 1816 г. священником КостоЙ Стоисичем из Призрена. В 1838 г. основана была типография в Солуни, сгоревшая в 1842 г.; в 1843 г. учреждена при константинопольской патриархии славянская типография; издан Новый Завет на болгарском языке в Смирне (в 1840 г.). С 1846 г. духовные книги издавала и самоковская типография Кара-Стоянова.

Армения

Первое издание армянского языка осуществил Иоган Шильдбергер в Майнце в 1475 году латинским шрифтом (молитва «Отче наш»). В 1486 г. Брайнденбах издал армянкий текст ксилографической типографией. Первая армянская типография была основана в Венеции в 1512 г. В разные времена армянские типографии появлялись в Константинополе (1567), Риме (1584), Париже (1633), Амстердаме, Калькутте, Львове и разных армянских колониях; почти всюду эти типографии основываются именем, а часто и на средства Эчмиадзина. В самом Эчмиадзине типография основана в 1669 г. католикосом Симеоном: в 1674 г. вышла оттуда первая книга — Святцы («Тонацуйц»); эта типография существует и до настоящего времени. С 1512 до 1800 года вышли более 1170 наименований армянских книг (второе по численности после русскоязычных издании среди языков СНГ и Прибалтики). Благодаря дейтельности Акопа Мегапарта армянский язык стал первым языком книгопечатания, среди языков своего региона, а также многих языков Передней Азии.

Обучение типографскому делу

Технические школы для подготовления типографских мастеров обыкновенно имеют трёхлетний курс, с отделениями для наборщиков и печатников; проходятся в них история и техника печатного дела и родственных ему графических искусств, новые языки, бухгалтерия, стенография, арифметика, рисование и др. Эти школы обыкновенно содержатся или городами, или союзами типографщиков; занятия происходят большей частью по вечерам. Такие школы существуют в Берлине, Лейпциге, Дрездене, Вене, Париже, Лондоне и др. городах. При Лейпцигской академии искусств основано в 1891 г. отделение для типографов, с четырёхлетним курсом; проходится типографское рисование, учение о стиле и орнаментах. В Париже с 1889 г. существует муниципальная школа печатного дела под названием Ecole municipale Estienne des industries du livre, с четырёхлетним курсом; принимает интернов и экстернов. В России школы печатного дела существуют в Петербурге: первая русская школа печатного дела Императорского Русского технического общества, основанная в 1884 г., и школа при типографии А.С.Суворина. В первой курс двухлетний; кроме того, имеется приготовительный класс. Занятия происходят по вечерам. Предметы преподавания: Закон Божий, русский язык, история, арифметика, география, черчение, чтение печатного и рукописного текстов и техника печатного дела. Учащиеся должны состоять учениками типографий и быть не моложе 14 лет. За первое десятилетие обучалось всего 387 учеников, окончило курс 115 учеников. В 1895—96 учебном году обучалось 81 ученика, кончило курс 9.

Библиография

  • J. Wetter, «Kritische Geschichte der Erfindung der Buchdruckerkunst» (Майнц, 1836);
  • Schaab, «Geschichte der Erfindung der Buchdruckerkunst» (Майнц, 2 изд., 1855);
  • Ang. Bernard, «De l’origine et des débuts de l’imprimerie en Europe» (Пар., 1853);
  • Sotheby, «Principia typographica» (Л., 1858);
  • P. Dupont, «Histoire de l’imprimerie» (П., 1869);
  • Bigmore и Wyman, «Bibliography of printing» (Л., 1880—84);
  • A. F. Didot, «Histoire de la typographie» (Extrait de l’Encyclopédie moderne, П., 1882);
  • De Vinne, «The invention of printing» (2 изд., Нью-Йорк, 1878);
  • Р. Р. Голике, «Сборник снимков с славяно-русских старопечатных книг» (СПб., 1895);
  • П. Шибанов, «Каталог русских и славянских книг, напечатанных вне Москвы и Петербурга с основания типографий до новейшего времени» (Москва, 1883);
  • «Старопечатные славянские издания» («Вестник Славянства», вып. X, 1895);
  • Остроглазов, «Книжные редкости» («Русский архив», 1891 г., № 8, 9); *Голубев, «О начале книгопечатания в Киеве» («Киевская старина», 1886, № 6);
  • Ляхницкий, «Начало книгопечатания в России» (СПб., 1883);
  • Н. Лихачев, «Документы о печатании книг и грамот в 1694 г.» (СПб., 1894);
  • Н. Лихачев, «Книгопечатание в Казани за первое пятидесятилетие существования в этом городе типографий» (СПб., 1895);
  • И. Карамышев, «Краткие исторические сведения о СПб. типографиях»;
  • И. Божерянов, «Исторический очерк русского книгопечатного дела» (СПб., 1895);
  • П. В. Владимиров, «Начало славянского и русского книгопечатания в XV—XVI вв.» (Киев, 1894);
  • Собко, «Ян Галлер» («Журн. Мин. нар. просв.» 1883, № 11);
  • А. С. Петрушевич, «Иван Федоров, русский первопечатник» (Львов, 1883);
  • О. Л. Пташицкий, «Иван Федоров, русский первопечатник» («Русская старина», 1884, № 3);
  • «Првата Блгарска типография в Солун и некои от напечатанише в нея книги», М. Дринова (1890);
  • «Обзор I Всерос. выставки печатного дела» (СПб, 1895; 34).

Ссылки


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Статья основана на материалах Большой советской энциклопедии.


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home