Пастернак, Борис Леонидович

Борис Леонидович Пастернак (29 января ст.ст. (10 февраля н.ст.) 1890, Москва — 30 мая 1960, Переделкино) — российский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).

Содержание

Жизнь и творчество

Родители Пастернака — отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Кауфман, 1868—1939) — переехали в Москву из Одессы в 1889 г., за год до его рождения. Кроме старшего — Бориса — в семье Пастернаков родились Александр (1893—1982), Жозефина (1900—1993) и Лидия (1902—1989). В дом Пастернаков были вхожи известные художники, музыканты, писатели, в том числе и Лев Толстой. В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет.

Закончив гимназию с золотой медалью, в 1908 г. поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета (впоследствии перевелся на философское). Летом 1912 г. изучал философию в Марбургском университете (Германия).

В 10-е годы Пастернак примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга» (в нее также входили Николай Асеев и Сергей Бобров), впоследствии к группе Маяковского «Леф».

В 1912 г. Пастернак вместе с родителями и сестрами посещает Венецию.

Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 г., первая книга — «Близнец в тучах» — в 1914 г. воспринималась самим Пастернаком как незрелая и впоследсвии была существенно переработана. Стихи из нее практически не переиздавались при жизни автора. 1916 г. вышел сборник «Поверх барьеров». Опасаясь возможного призыва в армию, зиму 1916 г. Пастернак провёл на Урале, под г. Александровском, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Б. И. Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчетности.

Родители Пастернака и его сёстры в 1921 г. покидают советскую Россию под защитой А. В. Луначарского и обосновываются в Берлине. Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, и в частности, с Мариной Цветаевой, а через нее — с Р.-М.Рильке. В 1922 г. Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей, в Берлине, вторую половину года и всю зиму 1922-23 гг. В том же году выходит программная книга «Сестра моя — жизнь». В 1923 г. в семье Пастернаков рождается сын Евгений.

В 20-е годы созданы также :

  • сборник «Темы и вариации» (1923),
  • роман в стихах «Спекторский» (1925),
  • цикл «Высокая болезнь»
  • поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

В 1928 г. Пастернак обращается к прозе. К 30-му году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагаются его принципиальные взгляды на искусство и творчество.

На конец 20-х — начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей и выступает с речью на его первом съезде, на котором Н.Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Познакомившись с Зинаидой Николаевной Нейгауз (в девичестве Еремеевой, 1897—1966), в то время женой Г.Нейгауза, вместе с ней в 1931 г. Пастернак предпринимает поездку в Грузию, где знакомится с поэтами Т.Табидзе, П.Яшвили. Прервав первый брак, в 1932 г. Пастернак женится на З. Н. Нейгауз. В 1932 г. выходит его книга «Второе рождение» — попытка Пастернака влиться в дух того времени. В 1935 г. Пастернак участвует в работе Международного конгресса писателей в защиту мира в Париже.

В январе 1936 г. Пастернак публикует два стихотворения, обращенные со словами восхищения к Сталину, однако уже к середине 1936 г. отношение властей к нему меняется — его упрекают не только в «отрешенности от жизни», но и предъявляют недвусмысленные политические обвинения. Его упрекают в «мировоззрении, не соответствующем эпохе» и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы. По мере ослабевающего интереса к советской власти, стихи Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок. К концу 30-х он обращается к прозе и к переводам, которые в 40-х годах становятся основным источником его заработка. В тот период Пастернаком создаются, ставшие классическими, переводы многих трагедий Шекспирa, «Фауста» Гёте, «Мария Стюарт» Ф.Шиллера. В 1938 г. во втором браке у Пастернака рождается сын — Леонид.

«Доктор Живаго»

Роман «Доктор Живаго» создавался в течение 10 лет, с 1945 по 1955 г. Являясь вершиной творчества Пастернака-прозаика, это один из величайших романов 20-го века — полотно жизни советской интеллигенции на фоне большевистского переворота, гражданской войны, предвоенного времени и Великой Отечественной войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровожден стихами главного героя — Юрия Андреевича Живаго. Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческой жизни — тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, еврейства, был резко негативно встречен советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к большевистскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, Э.Казакевич, к тому времени главный редактор журнала «Литературная Москва», прочитав роман, заявил : «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция — недоразумение и лучше было ее не делать», К.Симонов, главный редактор «Нового мира», также отреагировал отказом : «Нельзя давать трибуну Пастернаку!». Публикация романа на Западе (сначала в Италии в 1957 г. про-коммунистически настроенным издательством Фельтринелли, а потом в Великобритании, с помощью И.Берлина) привела к настоящей травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей, откровенным оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях трудящихся, испирированных коммунистами. Следуя инструкциям, полученным из Отдела литературы ЦК КПСС, Московская организация Союза Писателей СССР, вслед за Правлением Союза Писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Среди писателей, требовавших высылки, были Л.Ошанин, А.Безыменский, Б. Слуцкий, С.Баруздин, Б.Полевой и многие другие (см. стенограмму заседания Общемосковского собрания писателей в разделе «Ссылки»).

Нобелевская премия

С 1946 по 1950 гг. Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 г. его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом премии Альбером Камю и, получив большинство на голосовании Шведской академии, он стал, таким образом, вторым русским писателем (после И.Бунина), удостоенным этой награды.

Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод усилить травлю. Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго», антисоветская сущность которого постоянно выявлялась в то время агитаторами, литературными критиками, лекторами общества «Знание» и другими приспешниками власти. На Пастернака было оказано и личное давление, которое, в конечном счете, принудило его отказаться от премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал : «В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».

Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР Пастернак продолжает оставться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Из-за опубликованного на Западе без его разрешения стихотворения «Нобелевская премия» он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале 1959 г., где ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело.

Летом 1959 г. Пастернак начинает работу над оставшейся незавершенной пьесой «Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь последние месяцы жизни приковывает его к постели.

Б. Л. Пастернак умер 30 мая 1960 в Переделкино. Сотни людей (среди них Наум Коржавин, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский) пришли 12 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта.

После смерти

В 1987 г. решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено, в 1988 г. «Доктор Живаго» впервые был напечан на Родине («Новый Мир»), в 1989 г. диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта — Е. Б. Пастернаку. Под его редакцией вышло несколько собраний сочинений поэта, в последние годы в России издаются многочисленные сборники, воспоминания и материалы к биографии писателя. В Переделкино, в доме Б. Л. Пастернака, работает музей. В Москве — в Лаврушинском переулке, в доме где долгое время жил Б. Л. Пастернак, установлена мемориальная доска его памяти.

«Доктор Живаго» был экранизирован в США в 1965 г. режиссером Дэвидом Лином и в 2002 г. режиссером Джакомо Каприотти, в России в 2005 г. А.Прошкиным.

Музеи

Первый государственный музей Б.Пастернака в России был открыт в 1990 г. в Чистополе, где он жил во годы эвакуации (1941—1943) Великой Отечественной войны. http://museum.prometey.org/info;2

Государственный дом-музей Б. Л. Пастернака действует в его доме в Переделкино.

Библиография

2005 — в октябре издательство «Слово» выпустило первое в истории писателя полное собрание сочинений в 11 томах общим тиражом 5000 экземпляров. Собрание составлено сыном поэта Е. Б. Пастернаком и его женой Е. В. Пастернак. Вступительную статью к собранию написал Лазарь Флейшман.

Первые два тома собрания вместили в себя стихи, третий — повести, статьи, эссе, четвёртый — роман «Доктор Живаго», пятый — публицистику и драматургию, шестой — стихотворные переводы. Обширная переписка поэта заняла четыре тома (всего 1675 писем). В последнем, одиннадцатом, находятся воспоминания современников о Б. Л. Пастернаке.

Издание сопровождается мультимедийным диском, на котором содержатся записи Бориса Пастернака, читающего свои стихи, его музыка, переводы драматических произведений, не вошедших в основное собрание.

В полное собрание вошли черновые редакции «Доктора Живаго», в том числе фрагменты и варианты, отвергнутые автором, первая редакция перевода «Гамлета», выпущенные отрывки из поэмы «Лейтенант Шмидт», неизвестные катрены из поэмы «Спекторский», переводы из бельгийского поэта Шарля ван Лерберга.

Когда разгуляется — цикл стихотворений Б. Л. Пастернака, полностью издан посмертно в «Избранном» (М., 1961).

На ранних поездах — книга стихотворений Пастернака, впервые изданная в 1943.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home