Тескатлипока

Тескатлипо́ка (дымящееся зеркало) — в мифологии майя и ацтеков главное божество, повелевающее четырьмя сторонами света. Он выступает и как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов и жрецов. В ипостаси Иоалла-Ээкатль (ночной ветер) он странствует ночью по улицам, разыскивая преступников; как Ицтли (обсидиан) олицетворяет жертвенный нож; как Чальчиутотолин (нефритовый индюк) — кровь жертв и т. д. Самой древней ипостасью Тескатлипоки был Тепейолотль (сердце гор) — ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, а также обсидиана.

В ацтекских мифах Тескатлипока часто выступает как противник или соперник Кетцалькоатля и как двойник и товарищ Уицилопочтли.

По представлениям ацтеков, Тескатлипока олицетворял зиму, север, ночное небо, поэтому он изображался с чёрным лицом, покрытым жёлтыми полосами, или в виде ягуара, чей пятнистый мех уподоблялся звёздному небу. В некоторых мифах Тескатлипока превращается в Полярную звезду, чтобы добыть огонь; он становится созвездием Большой Медведицы. В тропиках это созвездие стоит в зените, поэтому жители Месоамерики воспринимали его как изображение одноногого человека и часто изображали Тескатлипоку с одной ногой. Особо страшным обликом Тескатлипоки было тело без головы, с двумя дверцами в груди.

Отличительные атрибуты Тескатлипоки: зеркало с отходящим от него завитком дыма, укреплённое на виске или на обрубке ноги — в нём он мог видеть всё происходящее на свете. Для этого же служит и магическая палка с круглым отверстием в одном конце, которую Тескатлипока держит в руках — через неё он видит всё сокрытое и тайное. На груди Тескатлипоки на жёлтой ленте висит кожаное кольцо — символ вечности.

У ацтеков имелся и светлый двойник Тескатлипоки — красный Тескатлипока (синкретизация с богом Шипе-Тотеком). Во времена усиления культа Кетцалькоатля белый Тескатлипока стал ипостасью Пернатого Змея.

Тескатлипока считался как благодеятельным, так и губительным божеством: он творил и разрушал мир, был глазом, видящим всё в ночи, судьёй и мстителем за зло. Он мог даровать счастливую жизнь и благополучие, но часто становился и разрушителем. Чтобы испытать мужество молодых воинов, Тескатлипока вызывал их на бой. Воин, победивший Тескатлипоку, получал в качестве выкупа несколько шипов агавы, предвещавших количество пленников, которых он захватит в ближайшей битве.

Отправление культа Тескатлипоки сопровождалось человеческими жертвоприношениями. У ацтеков каждый год отбирался достойный стать воплощением бога красивый юноша без физических недостатков. С ним обращались как с божеством, а по прошествии года торжественно приносили в жертву.

Литература

  • Р. В. Кинжалов, Мифологический словарь, гл. ред. Е. М. Мелетинский — М.:Советская энциклопедия, 1991 г.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home