Чижов, Матвей Афанасьевич

Чижов, Матвей Афанасьевич — скульптор, сын крестьянина-каменотеса, содержавшего в Москве, при немецком кладбище, небольшую мастерскую надгробных памятников; род. в 1838 г. в Подольском уезде Московской губернии. Будучи еще пятилетним мальчиком, делал из глины фигурки животных, а с 11-летнего возраста помогал отцу в его работах. В то же время он учился в московской немецкой школе св. Михаила, посещал Строгановское училище технического рисования и, помимо того, упражнялся в лепке под руководством воспитанника этого училища, Бровского. Последний рекомендовал его профессору московского училища живописи, ваяния и зодчества Н. Рамазанову и упросил его принять даровитого юношу в ученики этого заведения. Таким образом, Ч. удалось, наконец, начать систематические занятия скульптурой. Несмотря на испытываемые им нужду и лишения, в мастерской Рамазанова он быстро выказал успехи: в 1858 г., за вылепленный им горельеф «Борцы», академии присудила ему малую серебряную медаль, а через год после того, за другой горельеф, «Истязание Спасителя», наградила его большой серебряеной медалью. Затем Рамазанов взял его в помощники к себе при исполнении работ для московского Храма Спасителя, и Ч., по рисункам и эскизам своего наставника, изготовил для этого собора колоссальный горельеф «Сошествие Христа в ад», и кроме того, для двух других московских церквей, горельефы «Успение Богородицы» и «Св. Николай Чудотворец». Приглашенный вскоре за тем М. Микешиным к участию в работах по осуществлению проекта памятника тысячелетию России, воздвигнутого в Новгороде (в этом монументе Ч. исполнены горельефы «Герои» и «Просветители» и треть горельефа «Государственные люди»), Ч. перебрался в СПб., где в 1863 г. поступил в ученики академии художеств. В ней он не замедлил получить последовательно две серебряные медали, малую и большую, за лепку с натуры, и малую золотую медаль (в 1865 г.) за «Киевлянина, пробирающегося с уздечкой в руках через стан печенегов» (бронзовый экземпляр -в музее императора Александра III в СПб.) — статую, которая, помимо этой награды, доставила молодому художнику золотую медаль, учрежденную г-жой Каменской для отличившихся в экспрессии. Занятия в скульптурном классе академии не мешали ему исполнять различные частные заказы и работать для Микешина, между прочим, изготовить по его рисунку вспомогательную модель петербургского памятника императрице Екатерине II и вылепить входящую в состав этого монумента колоссальную фигуру названной государыни. Окончив академический курс в 1867 г. со званием классного художника 1-ой степени и с большой золотой медалью, полученной за вылепленный по заданной программе горельеф: «Христос воскрешает сына Наинской вдовы» (находится в академии и в музее императора Александра III), талантливый скульптор отправился за границу в качестве пенсионера академии, посетил некоторые города Германии, Австрии и Италии и поселился в Риме, где провел шесть лет в беспрерывном труде. Из многочисленных работ, исполненных им в это время, наиболее замечательны: мраморные группы «Игра в жмурки» (в музее императора Александра III), «Первая любовь» (у графа Г. Г. Строганова), «Крестьянин в беде» (в Московском публичном музее) и грациозная фигура девочки, перебирающейся по бревнышку через ручей ("Резвушка "), распространенная во многих экземплярах (один из них, бронзовый — в императорском дворце, в Ливадии). Все эти произведения были выставлены в СПб.; первые два доставили художнику в 1873 г. звание академика, третье, в 1874 г., золотую медаль, учрежденную при академии на средства А. Ржевской и Н. Демидова в награду за экспрессию, а четвертое, в 1875 г., такую же медаль имени Лебрён и на парижской всемирной выставке 1878 г. золотую медаль 3-го класса. Возвратившись в СПб. в 1875 г., Ч. через три года после того поступил преподавателем скульптуры в центральное училище технического рисования Штиглица и получил место скульптора-реставратора при Императорском Эрмитаже. Обе эти должности он занимает доныне, состоя, сверх того, с 1893 г. членом совета академии художеств. Из прочих, непоименованных выше произведений Ч., можно, как на важнейшие, указать на бюсты императора Александра II, исполненные для харьковских судебных установлений и для пермской земской управы, принца Петра Георгиевича Ольденбургского (в Императорском училище правоведения), М. И. Глинки (в фойе Мариинского театра в СПб.), живописца А. П. Боголюбова и Ф. Г. Громова (в училище барона Штиглица) и Н. А. Некрасова (на кладбище Новодевичьего монастыря в СПб.), на колоссальную статую Л. Г. Кнопа в его памятнике в Кренгольмской мануфактуре, на колоссальный бюст Александра II и украшения пьедестала для памятника этому государю в Калише, на колоссальную статую императора Николая I и 4 барельефа для его памятника в Киеве, на памятники адмирала П. Нахимова в Симферополе, графа М. Н. Муравьева в Вильно и императрицы Екатерины II в Одессе, на группы «У колодца», «Урок чтения» и некоторые др.

Ссылки


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home