Киевская Русь

Киевская Русь — введённый в оборот позднейшими историками временной период существования древнерусского (восточнославянского) государства Русь в Восточной Европе с конца IX века в результате переноса столицы из Ладоги в Киев (в 882 году Олегом) и объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян и русиНовгорода и Киева, (а также земель, расположенных вдоль пути из варяг в греки) вплоть до падения Киева под натиском войск империи монголов. Крупнейшее по территории европейское государство Средневековья.

Содержание

Проблема возникновения государственности

В советской историографии противопоставлялись две гипотезы образования древнерусского государства. Согласно норманской теории, прямолинейно истолковывающей текст Повести временных лет, государственность была привнесена на Русь извне варягами (Рюриком, Синеусом и Трувором) в 862. Основателями норманской теории считаются работавшие в России немецкие учёные Байер, Миллер, Шлёцер; точки зрения о внешнем происхождении российской монархии придерживался в общем следовавший за версиями ПВЛ Н. М. Карамзин. Антинорманская теория основывается на идее о невозможности построения государства без самостоятельного развития общества, которое не может быть привнесено извне. Основоположником этой теории в советской историографии считался Михаил Ломоносов.

Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов (учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами, чаще шведами, часть антинорманистов, начиная с самого Ломоносова, предлагает иную их локализацию — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики, славянской Померании); данная проблема в принципе независима от вопроса возникновения государственности.

В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизм vs. антинорманизм» во многом искусственно и прямолинейно политизировано; предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались всерьёз ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии — достаточно распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, монархии как института.

Вопросы о том, был ли варяг Рюрик основателем княжеской династии, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь, продолжают оставаться в современной исторической науке дискуссионными.

Хронология

Основателями Киева и первыми правителями племени полян летописная легенда считает братьев Кия, Щека и Хорива. Некоторые источники относят их деятельность к IX веку, однако по археологическим данным Киев старше этого времени.

Первые сведения о государстве славян с днепровской (вероятно, киевской) локализацией в западноевропейских и арабских источниках относятся к началу и первой трети IX века — периоду до летописного призвания варягов; впрочем, ряд источников ассоциирует славянских «каганов» (термин тюркского, хазарского происхождения) с «норманнами» и «шведами». С этого же времени становится известным и этноним «Русь».

В 860 при византийском императоре Михаиле III Русь громко выступает на международную арену: она провела первый известный набег на Константинополь, закончившийся заключением русско-византийского договора «мира и любви». Повесть временных лет приписывает этот поход правившим в Киеве варягам Аскольду и Диру, независимым от Рюрика, и датирует его несколько более поздним временем (866). Поход привёл к так называемому первому крещению Руси, известному по византийским источникам, после которого на Руси возникла епархия и христианство приняла правящая верхушка (по-видимому, во главе с Аскольдом).

В 882, по летописной хронологии, полулегендарный князь Олег, не бывший родственником Рюрика, захватил Киев, убил Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства; господствующей религией вновь стало язычество, хотя христианское меньшинство в Киеве сохранилось. При Олеге Русь избавилась от зависимости от Хазарского Каганата. Были заключены первые письменные договоры с Византией в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, получивший титул Великого князя, правил более 30 лет, не считаясь с законным наследником — Игорем, родным сыном Рюрика. Тот занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.

Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Поход в 944 году завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлиную торговлю. Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря власть формально наследовала его сыну Святославу Игоревичу. Но в силу малолетства Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагались и другие даты). Впрочем, Ольга около 960 приглашала на Русь епископа и священников также и из Германии (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).

Около 962 возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его правление характеризовалось множеством военных походов, целью которых было создание славянского государства со столицей в придунайской области. Уходя в походы, Святослав не раз оставлял Киев беззащитным перед набегами кочевников. Святослав был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972. После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Традиционно княжеская власть на Руси передавалась по «лествице», то есть не обязательно сыну, а наиболее старшему в роду (дядя имел преимущество над племянниками). В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир I Святой.

Крещение Руси

При Владимире, правившем между 978 и 1015, официальной религией Древнерусского государства в 988 стало христианство византийского обряда. В городах, древнейшими из которых наряду с Киевом и Новгородом были Старая Ладога, Белоозеро, Ростов Великий, Суздаль, Псков, Полоцк, развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности (Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, «Повесть временных лет», жития, берестяные грамоты) и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименный собор в Новгороде). Устанавливались связи с южными и западными славянами, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

Киевская Русь постоянно боролась с набегами кочевников, какими были печенеги, торки и половцы.

Правление Ярослава Мудрого (1019 — 54)  стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы.

Во второй половине XI века княжеские междоусобицы и набеги половцев привели к ослаблению государства. Попытки сохранить единовластие в Киевской Руси были предприняты князьями Владимиром II Мономахом (правил в Киеве в 111325) и его сыном Мстиславом (правил в 112532).

Во второй четверти XII века Киевская Русь распадается на самостоятельные княжества, а также Новгородскую и Псковскую республики.

Торговля

Важнейшими торговыми путями Древней Руси были:

См. также

Ссылки


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home