Палеография

Палеогра́фия (от палео… и… графия) — специальная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография). В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей.

Термин палеография, введен в 1708 г. французским монахом-мавристом Монфоконом, автором «Греческой палеографии» (полное название: "Греческая палеография или о происхождении и развитии букв"). Однако истинным "отцом" палеографии, наряду с дипломатикой (дисциплиной о грамотах, по-латыни diplomae) был не Монфокон, а его коллега по конгрегации (мавристы - конгрегация ордена бенедиктинцев) Жан Мабильон (1732-1707). Защищая честь своего ордена в полемике с иезуитами, усомнившимися в подлинности грамот древних франкских королей вообще и выданных бенедиктинским монастырям в частности, Мабильон выпустил в Париже в 1681 г. труд "De re diplomatica libri sex" ("Дипломатика в шести книгах"), в котором дал первую классификацию типов раннего средневекового письма, обозначив их как "национальные", т.е. франкские, лангобардские, ветсготские и т.д. Со своей стороны Монфокон впервые разработал метод палеографического исследования: расположив (на основе определенных признаков) рукописи в хронологический ряд, он вывел эволюцию букв и определил стадии в развитии средневекового греческого письма и его типы.

В России зачатки палеографических исследований имеются уже в трудах старообрядческих полемистов начала XVIII века, посвящённых разоблачению тенденциозных фальсификаций, которые были сфабрикованы правительством с целью доказать древность осуждения старых обрядов.

Методика

Палеография обращает внимание не только на особенности письма, но и на внешний вид рукописи: писчий материал (бумага, пергамент, папирус), переплёт, линейки, сокращения, украшения и т.п. Важным моментом для палеографа является определение инструмента письма (гусиное перо, калам и т.д.). Кроме самих букв, внимательно изучаются следующие моменты: "угол" письма, т.е. положение орудия письма к строке; "дукт", т.е. последовательность и направление в начертании отдельных линий, составляющих букву; размер буквы в мм. и пропорции высоты и ширины; "вес" письма ("тяжелое" письмо с жирными линиями тачертывается мягким, т.е. податливым пером, "лёгкое" письмо с тонкими линиями - жёстким пером)).


Формы письма

Важнейшую роль при изучении рукописи играет классификация письма по форме. Обыкновенно выделяют следующие основные формы: маюскул (письмо прописными буквами, от majuscula - прописная буква), минукскул (письмо строчными, от minuscula - строчная буква) и курсив ("скоропись"). Следует отметить, что функциональное различие маюскульных (как прописных) и минускульных (как строчных) букв возникло только в XIII в., до того писали либо только прописными, либо только строчными. На рубеже античности и Средневековья книги писались обыкновенно маюскулом, который в свою очередь разделяют на "капитальное" письмо (русский "устав"), непосредственно восходящее к письму надписей, и более позднее, округлое и удобное при написании "унциальное" (русский "полуустав"). Маюскул был сменен минускулом (который иногда называют "полуунциалом"), на Западе около 800 года, в Греции несколько позже; на Западе минускул развился в готическое письмо. Славянский кириллический устав происходит от греческого маюскула IX века; он развился в полуустав, аналогичный западному "унициальному" маюскулу и лёгший в основу печатного церковнославянского шрифта. В XIV в. гуманисты, начиная с Петрарки, обнаружили труды античных авторов, переписанные в IX-XI вв. так называемым "каролинским минускулом"; это письмо они приняли за античное и, поражённые его красотой и удобочитаемостью по сравнению с готическим, принялись копировать. На его основе возник современный латинский шрифт, по образцу которого, в свою очередь, Пётр I в начале XVIII в. реформировал русскую азбуку.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home