Галантная сцена

Гала́нтная сценажанр в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве XVIII века, специализирующийся на сюжетах из светской (в частности — придворной) жизни, а также на пасторалях.

Содержание

Появление жанра

Жанр галантной сцены возник во Франции в конце 1710-х — в начале 1720-х годов. Появление этого жанра искусствоведы связывают с изменением стиля жизни аристократии после смерти Людовика XIV (1715).

Последние годы жизни короля были отмечены отказом от прежних удовольствий и откровенным ханжеством, что наложило отпечаток на быт версальского двора. Даже французская мода того периода — намного сдержаннее, чем итальянская, саксонская или английская.

С воцарением регента Филиппа Орлеанского (при малолетнем короле Людовике XV) жизнь французской аристократии резко изменилась.

Лучше всего об этом выразился А.С.Пушкин: По свидетельству всех исторических записок ничто не могло сравниться с вольным легкомыслием, безумством и роскошью французов того времени. Последние годы царствования Людовика XIV, ознаменованные строгой набожностию двора, важностию и приличием, не оставили никаких следов. Герцог Орлеанский, соединяя многие блестящие качества с пороками всякого рода, к несчастию, не имел и тени лицемерия. Оргии Пале-Рояля не были тайною для Парижа; пример был заразителен... Алчность к деньгам соединилась с жаждою наслаждений и рассеянности; имения исчезали; нравственность гибла; французы смеялись и рассчитывали, и государство распадалось под игривые припевы сатирических водевилей.

Кардинальное изменение в психологии высшего общества вызвало к жизни и новый жанр — галантную сцену: отображение легкомысленного и бесцельного времяпрепровождения аристократов.

Особенности жанра

Галантная сцена всегда изображает непринуждённое общение двух или нескольких лиц (чаще всего — на фоне фантастически-красивого пейзажа). Это может быть беседа, флирт, игра, прогулка, танец. Герои картин, как и природа, на фоне которой разворачивается неспешное действие, всегда красивы и гармоничны (с точки зрения заказчиков «галантных сцен» — аристократов).

Для этих целей, как нельзя лучше, подходил появившийся именно в эпоху Регентства стиль рококо — манерный, причудливый и воздушно-лёгкий.

У героев картин, как правило, нет реальных прототипов: это не портреты конкретных лиц, а всего лишь привлекательные статисты «галантного празднества». У галантной сцены нет и конкретного сюжета, то есть действия в его развитии. Основной принцип мастеров галантной сцены — изображение идеально-красивых людей в обстановке безмятежного и абсолютного счастья. Даже тревога или лёгкое неудовольствие в галантных сценах выглядят наигранными и ненастоящими.

Иногда к галантным сценам относят и так называемые пасторали — тема «пастушеской любви»: нарядные пасту́шки принимают ухаживания от таких же утончённых пастухов.

Эта бессюжетность, как и приукрашивание натуры, подвергались резкой критике со стороны философов Просвещения.

Дени Дидро писал, что «галантные» картины Франсуа Буше — изящны, однако, лживы и лишены вкуса, а Мармонтель полагал, что «Буше не видел подлинной грации».

Ещё одна особенность галантной сцены — фривольность, эротизм, которые были присущи не только искусству, но и аристократическому мироощущению Галантного Века.

Художники, работавшие в жанре галантной сцены

  • Морис Кантен де Латур
  • Никола де Ларжильер
  • Жан Франсуа де Труа


Для Ф.Буше, Ж.Ф. де Труа и Ж.О.Фрагонара жанр галантной сцены был основным в творчестве.

Галантная сцена в декоративно-прикладном искусстве

XVIII век — эпоха ярких, изящных безделушек, украшавших быт пресыщенной аристократии. Галантные сцены стали излюбленным мотивом для художников, расписывающих экраны вееров. Среди этих мастеров — Ф.Буше и Ж.О.Фрагонар. Французские веера производились «штучно» и являлись настоящим предметом роскоши.

Производители гобеленов также использовали галантные сцены.

С возникновением фарфорового производства в Европе, во дворцах появились многочисленные статуэтки, изображавшие даму и кавалера. Кроме того, галантные сцены часто использовались при оформлении дворцовых плафонов, стен, дверей, каретных дверец.

Галантная сцена в творчестве К.Сомова

В творчестве обединения «Мир искусства» заметен явный интерес к образам эпохи рококо. Константин Сомов в иллюстрациях к «Книге маркизы» создаёт неподражаемые по изяществу галантные сцены. Влияние на сомовскую манеру рисунка оказал его современник — Обри Бердслей (иллюстрации к произведениям Александра Поупа).

«Книга маркизы» издавалась дважды - в 1908 и в 1918 году, причём издание 1918 года было дополнено эротическими сюжетами, не вошедшими в первое издание.

Художник А.Н.Бенуа так писал об этой работе своего товарища: «Вся соль в том, что к изображению старины в старинных формах он привносит нечто такое, чего не встретишь в старинных литографиях и альбомах.»

Помимо «Книги маркизы», у К.А. Сомова была целая серия картин, воскрешающих жанр галантной сцены. Это — «Арлекин и дама» («Фейерверк»), «Зима. Каток», «Юноша на коленях перед дамой» и знаменитый «Язычок Коломбины».

Картины Сомова не являются стилизаторским повторением работ Ватто или Буше, это — вгляд человека XX столетия на давно ушедшую, притягательную эпоху. Это взгляд восторженный, но ироничный.

Литература

  • Малая история искусств. XVIII век. — М.: 1977.
  • Е.Федотова Ф.Буше. — М.: 2004.
  • М.Ю.Герман Антуан Ватто. — М.: 2002.
  • А.С. Пушкин Арап Петра Великого (изд. собр. избр. соч. в трёх томах). — М.: 1957.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home