Бахаи

Вера Бахаи — наиболее молодая из религий откровения. Её основатель Бахаулла (18171892) почитается бахаи как последний из ряда «Явителей Бога», которая, помимо Бахауллы, включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Иисуса Христа, Мухаммада, Кришну, Баба. Вера Бахаи (араб. «Баха» — «Великолепие» зародилась в середине XIX века и в настоящее время объединяет свыше 5 млн. последователей в 188 странах и на 45 зависимых территориях. Они объединяют в себе представителей 2112 наций и народностей, выходцев из всех социальных слоев и культур. Священные писания Веры Бахаи переведены на 802 языка. По географической распространённости Вера Бахаи — вторая в мире. Вера Бахаи обращена ко всем жителям Земли и предлагает человечеству путь духовного совершенствования и достижения нового уровня цивилизации. Учения Бахаи фокусируются на единстве Бога, единстве религии и единстве человечества.

Содержание

История

Для бахаи эволюционные процессы являются характерными для всех живых феноменов, включая откровения Бога. Сменяющие друг друга фазы, посредством которых их вера постепенно проявилась и утвердилась в мире, сами по себе иллюстрируют этот принцип. Рождение Веры Бахаи было отмечено ещё одним характерным признаком, который она разделяет с другими более ранними религиями периода их формирования: влиятельные круги всячески препятствовали становлению новой религии. В результате последователи новой веры часто жестоко преследовались. В течение полутора столетий своего существования Вера Бахаи прошла несколько периодов такого подавления. В дореволюционной России имелось несколько крупных общин бахаи. Первый в мире храм Бахаи был построен в начале XX века в Ашхабаде.


Баб

23 мая 1844 года в персидском городе Ширазе молодой торговец Сиййид Али-Мухаммад, известный под именем «Баб» (араб. «Врата») провозгласил скорое появление Посланника Бога, «ожидаемого всеми народами мира». Хотя, по его словам, Он сам являлся носителем божественного откровения, Его целью было подготовить человечество к приходу нового Явителя. Исламское духовенство враждебно встретило проповедь Баба и использовало своё влияние на правительство для организации преследования Баба и Его приверженцев. Баб был арестован, подвергнут бичеванию, заключён в тюрьму и, наконец, 9 июля 1850 года расстрелян на площади в городе Тебризе. За период с 1844 по 1863 годы было казнено около 20 тысяч его последователей по всей Персии. Сегодня в городе Хайфе (Израиль) находится величественное здание с позолоченным куполом, в нём похоронены земные останки Баба.

Смерть Баба лишь укрепила верующих в справедливости его пророчества о том, что со временем появится «Обещанный», Проявление единственно истинного и живого Бога, который объединит всех людей Земли.

Бахаулла

Мирза Хусейн Али, уроженец области Нур, больше известный под именем Бахаулла («Божья Слава»), родился в 1817 году в аристократической семье, ведшей свой род от правящих династий времён имперского прошлого Персии и владевшей значительными богатствами и обширными землями. Отказавшись от придворных постов, положенных ему по происхождению, Бахаулла прославился своими щедростью и приветливостью, которые снискали ему любовь среди соотечественников.

Однако положение Бахауллы в обществе недолго оставалось таковым после провозглашения им поддержки вести Баба. Разделив судьбу многих бахаи после смерти Баба, Бахаулла потерял всё своё имущество и владения, был заключён под стражу, подвергнут пыткам и выслан. В 1852 году царское правительство России предложило убежище Бахаулле, томившемуся в то время в тегеранской тюрьме Сиях-Чаль, однако он отказался, предпочтя вместо этого высылку в Ирак. В месте первой ссылки в Багдаде в 1863 году Бахаулла объявил, что он является «Явителем божественного откровения», которое обещал Баб. Из Багдада Бахаулла был выслан сначала в Константинополь, затем в Адрианополь и, наконец, в Акко, куда он прибыл в качестве заключённого в 1868 году.

В Адрианополе и в Акко Бахаулла написал серию посланий правителям того времени. Это документы сегодня считаются выдающимися памятниками истории религий. В них Бахаулла объявил о грядущем объединении человечества и основании мировой цивилизации. Короли, императоры и президенты XIX века были призваны уладить свои разногласия, сократить запасы вооружений и посвятить свою энергию установлению мира во всём мире.

Бахаулла скончался 29 мая 1892 года в местечке Бахджи, к северу от Акко, и был там похоронен. В то время его учения уже распространились за пределы Ближнего Востока.

Абдул-Баха

Аббас Эффенди, старший сын Бахауллы, родился 24 мая в 1844 году и с самого раннего возраста разделил страдания и ссылки своего отца. Он взял себе имя Абдул-Баха (то есть «Слуга Баха»). Перед своей смертью Бахаулла назначил его единственным полномочным толкователем своего учения. Последователи Веры Бахаи видят в Абдул-Баха модель совершенного образа жизни бахаи.

Ещё в то время, пока Абдул-Баха оставался узником Османской империи, в Акко в 1898 году прибыли первые пилигримы-бахаи с запада. После освобождения в 1908 году Абдул-Баха предпринял многочисленные путешествия, которые с 1911 по 1913 годы привели его в Европу и Америку. Там он провозглашал весть Бахауллы о единстве и социальной справедливости в религиозных общинах, обществах за мир, профсоюзах, университетских факультетах, перед журналистами и государственными чиновниками, а также во время многочисленных общественных собраний.

Абдул-Баха скончался в 1921 году, за годы своей жизни укрепив основание Веры Бахаи и распространив её по всему миру.

Шоги Эффенди

В своём завещании Абдул-Баха назначил своего внука Шоги Эффенди Раббани (18971957) «Хранителем Веры Бахаи» и толкователем учений бахаи. Шоги Эффенди работал на протяжении 36 лет до самой своей смерти в 1957 году. За эти годы он перевёл многие писания Бахауллы и Абдул-Баха на английский язык, разъяснил их смысл, ускорил становление местных и национальных институтов Бахаи и возглавил множество планов, целью которых было распространение идеалов Бахаи по всему миру.

Основные положения

Вера Бахаи оформилась как вполне самостоятельная религия, всецело основанная на учении её основоположника Бахауллы. Она не является культовым ответвлением, реформистским течением или сектой в рамках какой-либо другой религии, нельзя её назвать и просто философской системой. Вера Бахаи — отнюдь не попытка создать новую синкретическую религию из элементов различных вероучений. По словам известного историка и философа Арнольда Джозефа Тойнби:

«Бахаизм — это независимая религия наравне с Исламом, Христианством и прочими признанными мировыми религиями. Бахаизм — это не секта; это отдельно существующая религия, имеющая тот же статус, что и остальные признанные религии».

Еще в 1904 году российский писатель Уманец С.И. упоминает о Вере Бахаи, как о самостоятельной религии.

Существуют и другие мнения на этот счёт. Так, по мнению известного сектолога Уолтера Мартина, «бахаизм является иранским трансплантантом в Соединённых Штатах, синкретической религией, нацеленной на объединение всех вероисповеданий во всемирное братство и дающей в результате людям право соглашаться или нет с тем, что в бахаизме считается второстепенными вопросами, но придерживаться основных великих истин мировых религий, почитая Бахауллу как Мессию нашего времени».

Жизненно важные принципы для достижения этого мирового единства:

  • признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира;
  • самостоятельный поиск истины каждым верующим;
  • отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических);
  • признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием;
  • значимость и необходимость всеобщего образования;
  • осуществление равноправия мужчин и женщин;
  • устранение крайних форм бедности и богатства;
  • установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости;
  • необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам;
  • всеобщий вспомогательный язык, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга;
  • последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.

Концепция Бога в Вере Бахаи строго монотеистична и трансцендентна. Учение Бахаи считает всякие попытки описать Бога бесполезными. Единственной связью между Богом и людьми бахаи считают Посланников Бога (Пророков), которых они называют «Богоявлениями».

Говоря о человеке и его предназначении, бахаи учат, что физическое тело есть форма существования людей на Земле, но изначальная сущность каждого человека — это душа, которая и отличает людей от животных. Жизнь в этом мире, по мысли Бахауллы, подобна жизни ребёнка во чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек с помощью Бога воспитывает в себе, будут «органами», необходимыми для развития его души в мирах за пределами земного существования. После того, как тело умирает, душа продолжает жить. Она отправляется в путь к Богу через множество миров или плоскостей существования. Успешное духовное путешествие к Богу в традиционных терминах подобно жизни в раю. В случае неуспеха душа остаётся вдалеке от Бога, и её существование становится адом. В свою очередь, душа развивается и крепнет только через отношения человека с Богом, которые осуществляются посредством молитв, медитаций, изучения откровений Пророков, моральной самодисциплины и служения человечеству в той сфере, где каждая личность может наилучшим образом реализовать свои способности.

Когда бахаи говорят, что все религии составляют одно целое, это не означает, что различные религиозные учения похожи друг на друга. Они верят, что существует одна вера, Вера в Бога, и все Посланники Бога раскрывали её сущность. Согласно доктрине Бахаи: «Для бахаи индуистского происхождения Бахаулла является новой инкарнацией Кришны. Для бахаи, являющихся выходцами из среды христиан, Бахаулла воплощает обещание Христа возвратиться „во славе Отца“, соединить всех людей, чтобы были „одна паства и один пастырь“».

У бахаи есть свой календарь, состоящий из 19 месяцев по 19 дней в каждом. Месяцам присвоено название атрибутов Бога, например: Баха (Великолепие), Джалал (Слава), Джамал (Красота), Каул (Речь), Ала (Возвышенность) и т. д. Бахаи приветствуют друг друга словами «Аллах-у Абха» (ар. «Бог Преславен»).

Руководство

В своей книге законов Китаб-и-Агдас Бахаулла предписал, что в каждом городе должен быть создан так называемый «Дом Справедливости» — коллегиальный выборный орган из девяти или более человек, управляющий всеми делами общины. Такие же «Дома Справедливости» должны были функционировать на национальном уровне, а на всемирном уровне должен быть избран Всемирный Дом Справедливости, который считается у бахаи безошибочным органом.

В своем завещании Бахаулла назначил своего старшего сына Аббаса Эффенди (Абдул-Баха) как толкователя Писаний Бахаи. Абдул-Баха, в свою очередь, назначил своего старшего внука Шоги Эффенди «Хранителем Веры», с тем же самым правом единоличного толкования Писаний. Шоги Эффенди никого не назначил своим преемником, но сделал все возомжное для подготовки избрания первого состава Всемирного Дома Справедливости.

К 1963 году община бахаи стала достаточно велика, чтобы, наконец, можно было избрать представительный Всемирный Дом Справедливости. В первых выборах принимали участие 56 Национальных Духовных Собраний (прообразов национальных Домов Справедливости). Всемирный Дом Справедливости переизбирается каждые пять лет, Национальные и Местные Духовные Собрания — каждый год. Таким образом, с 1963 году делами мирового сообщества бахаи руководят выборные органы.

У Бахаи нет священников, каждый верующий постигает истину самостоятельно. Образ жизни бахаи включает ежедневные молитвы, участие в мероприятиях совместно с людьми различных национальностей и социального положения, отказ от алкоголя и наркотиков, святость брака. Раз в год, со 2 по 20 марта, бахаи соблюдают пост, воздерживаясь от приёма пищи и питья от восхода солнца до заката. Всякая работа, выполняемая в духе служения человечеству, рассматривается как богослужение.

Месторасположение центров

Первый бахаистский молитвенный Дом был сооружён в 1908 в Ашхабаде (серьёзно повреждён землетрясением в 1948 и позднее взорван в 1963). В настоящее время действует 7 бахаистских молитвенных Домов (в Индии, Австралии, США, Германии, Панаме, Уганде и Западном Самоа, строится храм в Чили). 182 Национальных Духовных Собрания (с 2001 года число неизменно). Национальных Духовных Собраний нет в Иране, где бахаи по-прежнему подвергаются жестоким преследованиям, и в Израиле, (государство в целом одобряет их религиозную деятельность, запрет исходит от самого Всемирного Дома Справедливости). Более 13 000 Местных Духовных Собраний (органы самоуправления общины уровня отдельного населённого пункта (регионального значения); данные за 2005 год).

Когда в Туркестане была установлена русская администрация, там, начиная с 1882 года, стали селиться первые бахаи — беженцы из Ирана. Через некоторое время Ашхабад стал настоящим убежищем для бахаи. До революции 1917 года в России крупные общины бахаи существовали также в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах, однако все они были уничтожены в советское время. Начиная с 1991 местные общины бахаи начали появляться в некоторых крупных городах России и других государств СНГ. В настоящее время в Российской Федерации существует 43 Местных Духовных Собрания. Общее количество населённых пунктов, где проживают бахаи, достигло к началу 2004 года 424. Централизованная религиозная организация «Община последователей веры бахаи в России» зарегистрирована в Министерстве юстиции под номером 218.

Численность последователей

Ежегодник Британской энциклопедии за 1997 год называет цифру 6 млн. 404 тыс., однако бахаи считают, что она значительно завышена, предпочитая говорить, что их около 5 млн.

В России общее количество бахаи на конец 2004 года равняется 3676, из них 127 моложе 21 года. В Украине с августа 2005 года чуть больше 600 бахаи. В Беларуси на начало 2006 года насчитывается около 400 бахаи.

Международная Община Бахаи признана ООН в качестве неправительственной организации с консультационным статусом. Она аккредитована при Экономическом и социальном совете ООН и Международной организации помощи детям ЮНИСЕФ и сотрудничает с данными организациями по многим направлениям.

Бахаи в русской литературе

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home